«Это место истории Амура»

Рассказываем о Научном музее АмГУ: какие артефакты первыми попали в коллекцию и что сейчас можно увидеть в экспозиционных залах

25 лет назад в Амурском государственном университете появился Научный музей (Музей археологии и этнографии Приамурья). За четверть века здесь открыли четыре выставочных зала. Об истории музея, его современном состоянии и планах относительно развития нашему корреспонденту рассказал заведующий кафедрой религиоведения и истории факультета международных отношений Андрей Павлович Забияко.
Музей на месте гардероба
Идея создать при Амурском госуниверситете Научный музей, специализирующийся на археологии и этнографии, появилась у Андрея Павловича ещё в 1999 году. На это его вдохновил пример крупного немецкого мыслителя и путешественника Рудольфа Отто, основавшего в начале прошлого века в Марбургском университете музей из собранных в экспедициях коллекций.

– Мы хотели создать в АмГУ такое место, где разместили бы результаты полевых исследований по истории, археологии, этнографии, – вспоминает Андрей Павлович. – Это место истории Амура как огромной реки, которая объединяла и объединяет по своим берегам в разные исторические эпохи многие народы, культуры и государства. Важно было также совместить музейные залы с учебными аудиториями, чтобы создать для студентов среду, погружающую их в историю родного края. Такое совмещение уникально для вузов России, да и за её пределами редко где можно встретить столь плодотворное сочетание науки, музея и образования.

В конце 90-х на территории АмГУ планировалась стройка нового корпуса – седьмого. В нём и нашли место для музея: Андрей Павлович вместе с проректором по хозяйственной работе Людмилой Торопчиной перепроектировали первый этаж. Так на месте гардеробной в проекте появилось помещение музея.

– Конечно, меня потом какое-то время ругали, что нет гардероба в новом корпусе, но зато появился один из первых музейных залов, – улыбается заведующий кафедрой.
Первые артефакты
– Первые экспонаты в музей были переданы в картонной коробке из-под яблок, – вспоминает Андрей Павлович. – Мы в августе 2000 года отправились в большую археологическую экспедицию – сплавлялись по Зее вместе с научными сотрудниками из БГПУ и новосибирского Института археологии и этнографии РАН.

Это была первая экспедиция Андрея Павловича в качестве сотрудника АмГУ. Археологи проводили раскопки древних исторических памятников. На левом берегу Зеи учёные собрали большую коллекцию каменных орудий древних людей.

– В конце раскопок руководитель нашей экспедиции академик Анатолий Пантелеевич Деревянко, выдающийся археолог с мировым именем, предложил отдать собранную коллекцию в Научный музей АмГУ, – рассказывает Андрей Павлович. – Это был впечатляющий момент нашей экспедиции. Мы ужинали, и вдруг академик высказал неожиданную идею, а потом взял картонную коробку с орудиями и передал её мне в руки.

Так в Научном музее АмГУ появились первые экспонаты.
В дизайне залов и экспозиций воплотился талант наших преподавателей и студентов, которые творили интерьеры под руководством преподавателя факультета дизайна и технологий Елены Борисовны Коробий.

Вскоре фонды стали быстро расти, наполняться разнообразием предметов, поступавших из археологических и этнографических экспедиций. Замечательные вещи из шкур и дерева были переданы в дар музею от эвенков – жителей северных районов нашей области. Жители Благовещенска стали приносить в музей исторические вещи, например, раритетную мебель. Большую роль в формировании коллекций сыграл Сергей Владимирович Волегов, бывший в течение десяти лет директором музея. Именно благодаря ему вамурских деревнях удалось собрать большое количество артефактов – предметов религиозного культа, посуду, одежду и многое другое.
Ритуальный коврик наму
Тематические залы
Сейчас в музее более 10 тысяч археологических экспонатов и других предметов. Они размещены в четырёх выставочных залах. Как отмечает Андрей Забияко, среди артефактов нет ни одной реплики.

Первый зал – «Археология и этнография Амурской области». Здесь представлены экспонаты, посвящённые быту и верованиям амурских эвенков-орочонов, например, таёжная икона со священным изображением животных и духов, нетипичное для Амурской области захоронение кенотаф – пустая могила, деревянные куклы – духи покровители семьи и рода.

Второй зал, «Русские на Амуре в XVII веке. История православия», посвящён истории русской православной церкви на Амуре. В середине 2000-х правящий архиепископ Гавриил передал в научный музей наперсный крест, рясу и некоторые другие предметы православного культа, пополнив ими собранную в экспедициях коллекцию.

Третий зал, «Приамурье в XIX – начале XX века», рассказывает про этапы заселения Дальнего Востока русскими. Экспозиция содержит материалы по казачеству, жизни и быту городского и сельского населения, золотодобыче. Здесь можно увидеть реконструкцию городского и сельского интерьеров.

Четвёртый зал, «Русский Харбин: история, культура, литература», посвящён истории восточной ветви русской эмиграции. Экспозиция содержит большое количество фотографий, редких архивных материалов, публикаций и сочинений русских писателей и поэтов Харбина.
Для желающих в музее по предварительной записи проходят экскурсии.
Русское Трёхречье и дальнейшие планы
В скором времени музей ждёт расширение: сейчас его сотрудники формируют экспозицию пятого выставочного зала.

– За последние десять лет нами было совершенно семь экспедиций на северо-восток Китая, или, как ещё называют это место, в Русское Трёхречье, – рассказывает Андрей Павлович. – Мы на основе грантов Российского научного фонда решали научные задачи, но не забывали и о музее, где каждый сможет увидеть вещественные результаты исследований культуры Русского Трёхречья.

Русское Трёхречье – особый район в Поднебесной, который с середины XIX века стал заселяться преимущественно русскими казаками и их потомками. Исследователи из АмГУ много работали в русской диаспоре, собирали фотоматериалы. На основе этого Андрей Павлович Забияко и Анна Анатольевна Забияко написали монографию «Русские Трёхречья: основы этнической самобытности», которая есть во всех крупных университетах и библиотеках страны.

В этот зал, как и в другие, вложены средства, полученные из внешних источников – грантов Российского научного фонда и научных программ. Собранные в экспедициях артефакты станут основой новых экспозиций. Уже готов проект, изготовлены стенды, приобретена техника – проекторы, экраны и прочее. Не за горами время, когда наши студенты, русские и китайцы, придут на занятия в новый музейный зал, в экспозициях которого соединяется история России и Китая.
Мария ГВОЗДИК
Автор
Made on
Tilda