Благовещенский предприниматель:
взгляд на предпринимательство со стороны и изнутри
Город розничной торговли, монетизация хобби и работа в пандемию. Эти и другие аспекты деятельности благовещенских предпринимателей рассмотрели в новом исследовании социологи АмГУ. Они составили социальный портрет благовещенского предпринимателя, изучив взгляды обывателей на представителей этой профессии и мнения бизнесменов о себе и коллегах. Результаты исследования «Амурский университет» публикует в преддверии профессионального праздника: 26 мая – День российского предпринимателя.
В июне 2019 года было опрошено 100 горожан (реализована квотная половозрастная выборка). В мае 2020 года социологи взяли глубинные интервью у семи представителей бизнеса со стажем не менее трех лет; среди опрошенных были предприниматели, предоставляющие юридические услуги, косметологические услуги, лица, занимающиеся продажей продовольственных товаров, коммуникациями, автобизнесом, агробизнесом.
Взгляд со стороны: горожане о представителях малого бизнеса
Благовещенские предприниматели в глазах горожан обладают следующими качествами: предприимчивость, расчетливость, трудолюбие, самостоятельность, уверенность в себе, организованность (в порядке убывания частоты):
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОБЛАДАЕТ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ? (в процентах)
1
Предприимчивость
60%
2
Расчетливость
52%
3
Трудолюбие
36%
4
Самостоятельность
34%
5
Уверенность в себе
30%
6
Умение организовать свою работу
30%
7
Умение контролировать работу
24%
8
Требовательность к себе
20%
9
Умение анализировать результаты работы
20%
10
Бережливость
14%
11
Умение планировать свою работу
12%
12
Затрудняюсь ответить
10%
13
Отзывчивость
8%
14
Другое
6%
Большинство опрошенных горожан считает, что пол при ведении бизнеса роли не играет (чаще такой ответ дают женщины 75 %, в противовес 45 % мужчин). Тем не менее, на вопрос, кого больше в малом бизнесе, мужчин или женщин, 62 % выбрали вариант «мужчин». Возможно, у благовещенцев присутствует стереотип, что ведение бизнеса это мужское занятие.
Оптимальный возраст для начала бизнеса, по мнению 60 % благовещенцев, варьируется от 18 до 35 лет, треть респондентов решила, что возраст не имеет значения.

Наиболее популярными сферами малого бизнеса благовещенцы считают розничную торговлю (72 %), гостиничный бизнес, производство продуктов питания и общепит (по 30 %).

Респонденты сошлись во мнении в том, что малые предприниматели имеют достаток чуть больше среднего, но в средствах всё же ограничены. Вместе с тем две трети опрошенных считает, что доход предпринимателей выше их собственного.

Оценивая перспективность Благовещенска как места для ведения малого бизнеса, респонденты разделились примерно поровну.
Взгляд изнутри: голос благовещенских предпринимателей
Практически все участвовавшие в исследовании бизнесмены превратили в работу своё хобби или увлечение. С уверенностью можно утверждать, что все предприниматели занимаются тем, что им действительно нравится и приносит удовольствие.
Комментарии опрошенных предпринимателей-экспертов:
«Нравилось этим заниматься. То есть это было хобби, потом удалось его монетизировать – и достаточно успешно, – масштабировать. Если изначально это было просто оказание услуг маникюра, то сейчас у нас есть школа, розничный магазин».

«Первый из видов деятельности – вендинговый бизнес, потому что он был достаточно нов в нашем городе и не получил ещё такого развития. Вендинговый бизнес – это когда нет продавца, а покупатель все действия совершает с аппаратом. У меня это были массажные кресла, и они стоят до сих пор. На этот бизнес я получил субсидию от государства – на первое кресло. Другие были в кредит. Далее это деятельность в сфере права, так как до армии я окончил институт, юридический факультет».
Большинство опрошенных предпринимателей утверждает, что любой бизнес рентабелен, главное его правильно поставить. При этом в качестве наиболее прибыльных респонденты выделили такие виды деятельности, как сфера услуг, розничная торговля, автобизнес, строительство, реклама в интернет-пространстве. Было высказано мнение, что Благовещенск – это отдельное государство, где с 90-х годов заложена схема «купи-продай». Многими столица Приамурья воспринимается как город преимущественно розничной торговли.

Практически все бизнесмены утверждают, что ситуация за последние 10 лет изменилась. Одни отмечают, что вести дела стало легче, другие выделяют такие факторы, как жёсткая конкуренция, государственное влияние на бизнес, повышение цен и снижение покупательской способности. Бизнес – это то, что подстраивается под условия, которые задаются временем. Все опрошенные предприниматели утверждают, что государство никакой поддержки их делу не оказывает, а только затрудняет работу, «вставляет палки в колёса». Но было сказано и о том, что существуют мини-кредиты, а также упоминались фонды, организации, которые представляют интересы предпринимателей.

На всех предпринимателей повлияла ситуация с пандемией, но все смогли адаптироваться. Это говорит об их профессионализме. Говоря об этом периоде, называют в основном такие трудности, как отток клиентов и низкая покупательская способность.
Комментарии предпринимателей:
«Выручка упала на 400%, но мы быстро выровняли ситуацию».

«Закрылся торговый центр, где стояли кресла, но решение оттуда его убрать я принял еще до того, как его закрыли. Если бы оно осталось, возможно, повлияло бы, что я должен был платить аренду. На юридическую практику повиляло, что я не могу помочь клиентам сиюминутно, потому что суды закрыты. Но клиентов консультируем по телефону. На салон повлияло то, что всех невозможно принять, и есть люди, которые сами не хотят приходить».

«Все убытки сложно просчитать, но они есть. Отток клиентов точно – у людей просто нет денег».
Мало кто из опрошенных предпринимателей участвует в политической жизни города. С социальной жизнью дела обстоят более оптимистично: предприниматели готовы организовывать субботники, сажать цветы, устанавливать коробки для утилизации батареек.

Респонденты отзываются о своих коллегах в большей степени положительно. Бизнесмены выделили такие личные и деловые качества, присущие благовещенским предпринимателям, как целеустремленность, уверенность, честность, порядочность, дипломатичность, культурность, умение идти навстречу друг другу, открытость, миролюбивость, стрессоустойчивость, умение рисковать, решительность, коммуникабельность, находчивость, желание трудиться и получать результат. Из отрицательных качеств были названы хамство, наглость, неуверенность, нечестность, излишняя самоуверенность («корона на голове»).

Состоявшемуся предпринимателю приписывают такие качества, как целеустремленность, уверенность. По мнению опрошенных, это тот, кто может организовать вокруг себя процессы, потратив на это минимум денег, времени и людского коэффициента, получая максимальную прибыль, человек-совести и слова, который приносит пользу себе и окружающим, не наносит вреда, умеет проводить диверсификацию рисков, имеет нескольких рентабельных моделей бизнеса.
Аркадий ЛЕОНОВ, кандидат социологических наук,
доцент кафедры философии и социологии,
Екатерина РАДОСТЕВА, выпускник направления подготовки
«Социология» 2020 года.
Made on
Tilda