Фейкам стоп!
Инструкция, как не попасться на фейковые новости
Семьдесят один человек из семидесяти трёх опрошенных не доверяет СМИ и сомневается в истинности предоставляемой информации. Такой результат показал проведённый мной опрос в инстаграм-аккаунте. Недоверие аудитории тесно связано с непроверенной, путающей, а иногда и ложной информацией. Другими словами – с фейками.

Методом собственных проб и ошибок, на опыте других журналистов и на примерах из журналистской практики я расскажу, что такое фейки, откуда они берутся, где их можно встретить, как распознать и проверить.
Придуманная история
Громкий скандал случился с американским журналом Rolling Stone.

В ноябре 2014 года он опубликовал страшную историю «Изнасилование в кампусе» (A Rape on Campus) о жестоком изнасиловании студентки-первокурсницы в общежитии университета Виргинии. Материал наделал много шума и вызвал серьёзный отклик в социальных сетях, однако позднее выяснилось, что речь идет об исключительно выдуманной истории.

Журналистка, которая брала интервью у «потерпевшей девушки», не проверила ни один источник информации. Студентка так правдоподобно и в деталях описала «роковой» день, что сотруднице журнала и в голову не пришло, что всё это может быть выдуманной историей. Но если бы журналистка опросила студентов из того общежития, то узнала бы, что никакой вечеринки в тот день не проводилось, а на территории кампуса такие мероприятия строго запрещены.

Руководство издания решило провести собственное расследование обстоятельств, связанных с публикацией, и наняло для этого специалистов Колумбийского университета.

В итоге 5 апреля 2015 г. Rolling Stone опубликовал результаты своего расследования, где всё оказалось полнейшим вымыслом, предъявленные заявления не нашли доказательств. Первоначальная публикация была удалена.
Из первых уст
Почему же фейки всё-таки попадают в СМИ и как они создаются? Вот что по этому поводу думает Виктория Сытенко (журналист ГТРК Амур). Она поделилась своим опытом работы с фейками и рассказала о возможных причинах их возникновения.
– К счастью, мне не часто приходилось встречаться с фейками в амурской журналистике. По крайней мере, на память приходят единичные случаи. Один из последних связан с вопиющим ЧП – стрельбой в Амурском колледже строительства и ЖКХ 14 ноября 2019 года. Одной из ключевых новостей того дня было сообщение о первом погибшем от рук стрелка. В тот день я держала связь с федеральными коллегами и практически сразу получила информацию о том, что парень мёртв. Однако в местных редакциях первоначально не было единства в отношении этой информации. Одни, опираясь на слова родственников, утверждали, что студент жив и находится в реанимации. Другие сообщали противоположное. Но потом эти публикации удалили из-за обвинений коллег в распространении фейка. Ситуация прояснилась лишь вечером того дня, когда правоохранители дали официальный комментарий и подтвердили гибель молодого человека.
Виктория Сытенко
Специальный корреспондент ТК "Россия 1", "Россия 24"
Такое расхождение в подаче информации стало возможным по нескольким причинам, которые объясняют общую природу появления фейков в СМИ. Среди них:
  • Недостаточность источников для проверки данных
  • Отсутствие (порой намеренное удержание) оперативных сведений со стороны правоохранительных (других официальных государственных) органов
  • Погоня редакции за первенство на информационном поле, желание опередить соперников, выдать эксклюзив
  • Человеческий фактор (элементарная невнимательность журналиста: она может сказаться в мелочах – правильном написании цифр, имен и некоторых других деталей)
Как правило, сегодня источником фейков в информационном пространстве становятся не официальные СМИ, а социальные сети. Это открытая площадка для всех контентмейкеров, добросовестных и нет.
Доверяй, но проверяй!
В погоне за громкими и горячими новостями журналисты не успевают проверить информацию на достоверность. А когда ошибки СМИ всплывают на поверхность, доверие читателей, зрителей и слушателей заметно снижается. Это показал и опрос, который я провела на странице своего инстаграм-аккаунта. Эта площадка была выбрана не случайно. Участники опроса – мои подписчики разного пола, возраста, образования, сфер деятельности. Всего в опросе приняло участие 73 человека. На вопрос «Часто ли вы слышите понятия «фейк», «фейковые новости»?» 70 человек ответили – «да», 5 – «нет». Это ещё раз подтверждает то, что фейки прочно вошли в нашу жизнь. Большинство опрошенных подтвердили, что сами сталкивались с фейковыми новостями, но в вопросе определения фейка мнения разделились. Большинство опрошенных (25 человек) считают, что фейк – это намеренный обман, 21 человек считает, что фейки – это ложь, 19 человек решили, что это придуманная информация в СМИ, а 11 человек, думают, что это просто неточная информация.
Но не всегда авторы фейковых новостей искажают реальность событий намеренно. Например, канал РБК в марте 2016 года сообщил о том, что благодаря санкциям производство сельскохозяйственной продукции в России выросло на 3400%. Понятно, что появление такой цифры – это результат невнимательности или ошибки редактора.

Чаще всего мои подписчики встречают фейки в интернете. Это не удивительно, ведь доступ к нему есть практически у каждого из нас. В интернете могут рождаться слухи, сплетни и недостоверные факты примерно так же, как лет 200–300 назад они рождались на ярмарках или в салонах высшего общества. Изменился только канал передачи информации, а физическое общение заменилось на общение виртуальное.
Незнание закона не освобождает от ответственности
С начала пандемии количество фейков в интернете увеличилось в 10 раз. Об этом пишет ТАСС ссылаясь на информацию Генпрокуратуры России (https://tass.ru/obschestvo/8673695). Одна жительница Амурской области внесла свою лепту в эту статистику. Она стала распространять фейк о коронавирусе в регионе, хотя на тот момент ни одного официального случая зарегистрировано не было (https://28.мвд.рф/news/item/19805598/). В результате проверки женщина понесла наказание в виде административного штрафа, который предусмотрен законом «О фейковых новостях», подписанным президентом ещё в 2019 году (https://sozd.duma.gov.ru/bill/606593-7).
Как не стать заложником фейков?
Чтобы не попадаться на фейковые удочки и самому не стать распространителем фейков, нужно следовать некоторым правилам, которые помогут разобраться, кто из журналистов говорит правду, а кто нагло врёт.
  • Правило первое
    Ищите первоисточник информации. Желательно иметь два-три не зависящих друг от друга источника. Если вы наткнулись на какую-то громкую новость, не ленитесь загуглить и поискать её на разных сайтах. Иногда громкая информация может быть просто вырвана из контекста.
  • Правило второе
    Умейте отличать комментарий от информации как таковой. Комментарий – это МНЕНИЕ эксперта или журналиста. А мнение не обязательно должно быть правдой.
  • Правило третье
    Игнорируйте нарочито сенсационные заголовки (кликбейт), обещающие невероятные новости по горячим темам. Чаще всего это делается для увеличения трафика посещаемости или просмотров.
  • Правило четвертое
    Внимательно читайте, смотрите и слушайте. Ищите ошибки, неточности, опечатки и оговорки, неправильное написание имен, фамилий, профессий, топонимов, дат. Обращайте внимание на авторов материалов.
  • Правило пятое
    Не принимайте информацию за чистую монету: публикация может быть изначально задумана как фейк, мистификация, розыгрыш. Подумайте, прежде чем в неё поверить.
А если вы применили все эти правила, но всё равно сомневаетесь в правдивости информации, можно обратиться к профессионалам. Например, к проекту «Проверено.медиа» https://provereno.media/about/ или «Fakecheck» https://fakecheck.ru/. Просто отправьте им ссылку и ждите ответа.
Екатерина ВОРОБКАЛОВА
Автор
Made on
Tilda