Фейкам стоп!
Инструкция, как не попасться на фейковые новости
Семьдесят один человек из семидесяти трёх опрошенных не доверяет СМИ и сомневается в истинности предоставляемой информации. Такой результат показал проведённый мной опрос в инстаграм-аккаунте. Недоверие аудитории тесно связано с непроверенной, путающей, а иногда и ложной информацией. Другими словами – с фейками.

Методом собственных проб и ошибок, на опыте других журналистов и на примерах из журналистской практики я расскажу, что такое фейки, откуда они берутся, где их можно встретить, как распознать и проверить.
Придуманная история
Громкий скандал случился с американским журналом Rolling Stone.

В ноябре 2014 года он опубликовал страшную историю «Изнасилование в кампусе» (A Rape on Campus) о жестоком изнасиловании студентки-первокурсницы в общежитии университета Виргинии. Материал наделал много шума и вызвал серьёзный отклик в социальных сетях, однако позднее выяснилось, что речь идет об исключительно выдуманной истории.

Журналистка, которая брала интервью у «потерпевшей девушки», не проверила ни один источник информации. Студентка так правдоподобно и в деталях описала «роковой» день, что сотруднице журнала и в голову не пришло, что всё это может быть выдуманной историей. Но если бы журналистка опросила студентов из того общежития, то узнала бы, что никакой вечеринки в тот день не проводилось, а на территории кампуса такие мероприятия строго запрещены.

Руководство издания решило провести собственное расследование обстоятельств, связанных с публикацией, и наняло для этого специалистов Колумбийского университета.

В итоге 5 апреля 2015 г. Rolling Stone опубликовал результаты своего расследования, где всё оказалось полнейшим вымыслом, предъявленные заявления не нашли доказательств. Первоначальная публикация была удалена.
Из первых уст
Почему же фейки всё-таки попадают в СМИ и как они создаются? Вот что по этому поводу думает Виктория Сытенко (журналист ГТРК Амур). Она поделилась своим опытом работы с фейками и рассказала о возможных причинах их возникновения.
– К счастью, мне не часто приходилось встречаться с фейками в амурской журналистике. По крайней мере, на память приходят единичные случаи. Один из последних связан с вопиющим ЧП – стрельбой в Амурском колледже строительства и ЖКХ 14 ноября 2019 года. Одной из ключевых новостей того дня было сообщение о первом погибшем от рук стрелка. В тот день я держала связь с федеральными коллегами и практически сразу получила информацию о том, что парень мёртв. Однако в местных редакциях первоначально не было единства в отношении этой информации. Одни, опираясь на слова родственников, утверждали, что студент жив и находится в реанимации. Другие сообщали противоположное. Но потом эти публикации удалили из-за обвинений коллег в распространении фейка. Ситуация прояснилась лишь вечером того дня, когда правоохранители дали официальный комментарий и подтвердили гибель молодого человека.
Виктория Сытенко
Специальный корреспондент ТК "Россия 1", "Россия 24"
Такое расхождение в подаче информации стало возможным по нескольким причинам, которые объясняют общую природу появления фейков в СМИ. Среди них:
Недостаточность источников для проверки данных
Отсутствие (порой намеренное удержание) оперативных сведений со стороны правоохранительных (других официальных государственных) органов
Погоня редакции за первенство на информационном поле, желание опередить соперников, выдать эксклюзив
Человеческий фактор (элементарная невнимательность журналиста: она может сказаться в мелочах – правильном написании цифр, имен и некоторых других деталей)
Как правило, сегодня источником фейков в информационном пространстве становятся не официальные СМИ, а социальные сети. Это открытая площадка для всех контентмейкеров, добросовестных и нет.
Доверяй, но проверяй!
В погоне за громкими и горячими новостями журналисты не успевают проверить информацию на достоверность. А когда ошибки СМИ всплывают на поверхность, доверие читателей, зрителей и слушателей заметно снижается. Это показал и опрос, который я провела на странице своего инстаграм-аккаунта. Эта площадка была выбрана не случайно. Участники опроса – мои подписчики разного пола, возраста, образования, сфер деятельности. Всего в опросе приняло участие 73 человека. На вопрос «Часто ли вы слышите понятия «фейк», «фейковые новости»?» 70 человек ответили – «да», 5 – «нет». Это ещё раз подтверждает то, что фейки прочно вошли в нашу жизнь. Большинство опрошенных подтвердили, что сами сталкивались с фейковыми новостями, но в вопросе определения фейка мнения разделились. Большинство опрошенных (25 человек) считают, что фейк – это намеренный обман, 21 человек считает, что фейки – это ложь, 19 человек решили, что это придуманная информация в СМИ, а 11 человек, думают, что это просто неточная информация.
Но не всегда авторы фейковых новостей искажают реальность событий намеренно. Например, канал РБК в марте 2016 года сообщил о том, что благодаря санкциям производство сельскохозяйственной продукции в России выросло на 3400%. Понятно, что появление такой цифры – это результат невнимательности или ошибки редактора.

Чаще всего мои подписчики встречают фейки в интернете. Это не удивительно, ведь доступ к нему есть практически у каждого из нас. В интернете могут рождаться слухи, сплетни и недостоверные факты примерно так же, как лет 200–300 назад они рождались на ярмарках или в салонах высшего общества. Изменился только канал передачи информации, а физическое общение заменилось на общение виртуальное.
Незнание закона не освобождает от ответственности
С начала пандемии количество фейков в интернете увеличилось в 10 раз. Об этом пишет ТАСС ссылаясь на информацию Генпрокуратуры России (https://tass.ru/obschestvo/8673695). Одна жительница Амурской области внесла свою лепту в эту статистику. Она стала распространять фейк о коронавирусе в регионе, хотя на тот момент ни одного официального случая зарегистрировано не было (https://28.мвд.рф/news/item/19805598/). В результате проверки женщина понесла наказание в виде административного штрафа, который предусмотрен законом «О фейковых новостях», подписанным президентом ещё в 2019 году (https://sozd.duma.gov.ru/bill/606593-7).
Как не стать заложником фейков?
Чтобы не попадаться на фейковые удочки и самому не стать распространителем фейков, нужно следовать некоторым правилам, которые помогут разобраться, кто из журналистов говорит правду, а кто нагло врёт.
Правило первое
Ищите первоисточник информации. Желательно иметь два-три не зависящих друг от друга источника. Если вы наткнулись на какую-то громкую новость, не ленитесь загуглить и поискать её на разных сайтах. Иногда громкая информация может быть просто вырвана из контекста.
Правило второе
Умейте отличать комментарий от информации как таковой. Комментарий – это МНЕНИЕ эксперта или журналиста. А мнение не обязательно должно быть правдой.
Правило третье
Игнорируйте нарочито сенсационные заголовки (кликбейт), обещающие невероятные новости по горячим темам. Чаще всего это делается для увеличения трафика посещаемости или просмотров.
Правило четвертое
Внимательно читайте, смотрите и слушайте. Ищите ошибки, неточности, опечатки и оговорки, неправильное написание имен, фамилий, профессий, топонимов, дат. Обращайте внимание на авторов материалов.
Правило пятое
Не принимайте информацию за чистую монету: публикация может быть изначально задумана как фейк, мистификация, розыгрыш. Подумайте, прежде чем в неё поверить.
А если вы применили все эти правила, но всё равно сомневаетесь в правдивости информации, можно обратиться к профессионалам. Например, к проекту «Проверено.медиа» https://provereno.media/about/ или «Fakecheck» https://fakecheck.ru/. Просто отправьте им ссылку и ждите ответа.
Екатерина ВОРОБКАЛОВА
Автор
Made on
Tilda