Формулы и исторические даты: как студент ФМиИ совместил две науки в одном дипломе

Алексей Нацвин – выпускник, магистрант факультета математики и информатики, постоянный участник конкурсов и олимпиад по профессиональным компетенциям, увлекается не только точными науками, но и историческими. А точнее, с помощью новейших технологий воссоздаёт историческую реальность, связанную с историей Амурской области, а значит, и со всеми нами. О том, как совмещать две науки в одном дипломе, Алексей рассказал корреспонденту «Амурского университета».
Студент:
Нацвин Алексей Викторович
2 курс магистратуры
Факультет математики и информатики
Название работы:
Детализированное компьютерное макетирование Албазинского острога 1685 года
Научный руководитель:
Илья Евгеньевич Ерёмин, профессор, доктор технических наук
– Кто придумал идею работы, почему ты выбрал именно эту тему?
– Тему мне предложил мой научный руководитель. Илья Евгеньевич является «мозгом» проекта: координация, продвижение и организационные моменты – все его заслуги. Ещё на первом курсе бакалавриата я понемногу увлекался трехмерным моделированием, но о проектах речи тогда не было. Познакомившись со своим научным руководителем Ерёминым Ильей Евгеньевичем, на третьем курсе я получил от него предложение вложить свои усилия в создание статуэток изображающих жителей Албазинского острога. Проект начал один из магистрантов, но в итоге его приостановили. На тот момент он создал всего 3 статуэтки, референсами для которых служили реконструкции Егора Багрина и Николая Фомина. Я сделал еще 3 фигуры. После это мы с преподавателем решили сделать проект Албазинских шахмат, олицетворявших собой осаду Албазина 1685 года. Для команды противника требовалось сделать ещё 6 фигур. Этот проект был моей ВКР на бакалавриате. На магистратуре Илья Евгеньевич предложил заняться работой посерьёзнее – реконструкцией самого Албазинского острога, тогда мне эта тема уже была близка, и работа закипела.

Расскажи немного о своей ВКР, суть, задачи, цели?
– Основная цель проекта – это реконструкция общего вида основных архитектурных построек Албазинского острога по его состоянию на 1685-й год с применением современных информационных технологий.
Для себя мы выделили несколько задач. Первая задача – это разработка топографического плана: заключается в анализе всех археологических источников информации и составлении карты. Далее, применяя исторические источники, составляется план острога с внутренним устройством. Вторая задача – создание на основе топографического плана росписи виртуального упрощенного макета для оценки принятых решений и результатов. В рамках третьей задачи для каждой постройки из упрощенного макета делается её высокодетализированный аналог. Создание ведется по аналогии с настоящим строительством из досок, бруса, бревен, только в виртуальном пространстве. Последней задачей является разбивка моделей третьего этапа на составные блоки и их последующая 3D-печать. В итоге получается конструктор, который после собирается на подмакетнике.

– Как ты думаешь, почему твоя работа актуальна?
– На текущий момент существуют различные решения по реконструкции острога: макеты (в Амурском областном краеведческом музее и Албазинском музее), эскизы, топографические планы. Большинство решений было довольно устаревшим и при своем создании не включало полный спектр информации. Также подобные решения требуют значительных усилий для исправления ошибок. Наш же проект был сделан с применением компьютерных технологий и имеет существенные отличия от традиционных репликаций.

– В каких сферах деятельности твою работу можно будет использовать в дальнейшем?
– Основную ценность работы представляет сама реконструкция, которую можно применить, например, для организации экскурсий, создавать физические макеты или делать медиа-контент как научного, так и развлекательного характера. Сами методики и технологии можно применить к другим подобным утраченным объектам.

– История Амурской области семнадцатого века малоизучена. Где вы находили источники информации, на что опирались?
– Наибольшая сложность заключалась в недостатке информации о сооружениях основного периметра и внутреннем наполнении острога, а также противоречивость некоторых источников. Основными же источниками выступали архивные документы, исторические описи, записи о раскопках, топографические планы. Значительный вклад в поиск необходимой информации внес Владимир Ильич Трухин – ведущий инженер Амурского научного центра ДВО РАН.

– Как ты думаешь, нужно ответственно подходить к ВКР или нет? Почему?
– К ВКР необходимо подходить ответственно ещё на этапе выбора темы, обсудить её со своим научным руководителем. Смена темы довольно рискованна, можно не успеть закончить работу к защите.

– Зачем, по твоему мнению, вообще нужны ВКР?
– ВКР – это итог всего обучения. Квалификационная работа призвана показать, чего достиг студент. В школе это проходит в форме ОГЭ и ЕГЭ и является основным критерием поступления в учреждения среднего и высшего образования. Но в отличие от государственных экзаменов, ВКР – это не банальное решение типовых задач, а решение более сложной, комплексной и важной задачи.

– Шесть лет учёбы в АмГУ – это большой опыт! Какие советы дашь нашим абитуриентам и студентам, которые ещё учатся?
– Заниматься самообучением в интересующей области, учить английский язык. Чаще принимать участие в конференциях, конкурсах для того, чтобы узнать, чем интересуются другие, что нового в науке, и для набора опыта публичных выступлений. В АмГУ есть возможность получить два диплома, что позволит освоить еще одну профессию в тот же период обучения. Пользуйтесь этим шансом. Практику по возможности проходить в организации с вашим профилем работы для получения нужного опыта и заведения знакомств. Нередки случаи, что люди, проходившие практику в какой-либо из организаций, получали там работу. Заниматься спортом, так как сидячей работы будет достаточно, и правильно питаться. Неплохо бы планировать свое время, да и жизнь в дальнейшем, но без фанатизма.
Екатерина ГАЛАГАН
Автор
Made on
Tilda