«Стараюсь не говорить о своей национальности, чтобы избежать стереотипов»
Студентка ЭФ о своих корнях, религии и менталитете родного народа
«На этапе знакомства я не говорю о своей национальности, не вижу в этом необходимости. Скорее, наоборот, это может вызвать шаблонные ярлыки и стереотипы. А после знакомства со мной обычно это уже имеет мало значения», – говорит студентка энергетического факультета Мухсина Мамаджанова. Девушка ходит на пары в хиджабе. Этот аксессуар привлекает к ней внимание. Мы решили поговорить с Мухсиной и этим рассказом открыть цикл текстов из серии «Многонациональный АмГУ».
Побег от стереотипов
Я родилась в Киргизии, но всю свою сознательную жизнь живу в России. Киргизская республика не моя историческая родина. Я узбечка с тюркскими корнями.

Я абсолютно утратила чувство национальной самоидентичности, поскольку родилась в одном месте, происхожу из второго, живу в третьем. Зачастую стараюсь не сообщать людям о месте своего рождения и о национальности, чтобы избежать предубеждений. На этапе знакомства я не говорю об этом, так как не вижу в этом необходимости. Скорее, наоборот, это может вызвать шаблонные ярлыки и стереотипы. А после знакомства со мной обычно это уже имеет мало значения. Однако, даже когда об этом узнают мои хорошие знакомые или друзья, они удивлены.

В Благовещенске я живу уже более 15 лет, и столько же лет я – гражданка Российской Федерации. Моя семья живёт в Благовещенске, поэтому я рассматривала для поступления вузы только в этом городе. Пока я не готова уезжать и отдаляться от близких. АмГУ занимает первое место в рейтинге вузов Благовещенска, это одна из причин, почему я решила выбрать обучение именно в этом университете. Меня устраивают условия обучения и компетентность преподавателей. Качество знаний и навыков во многом зависит от самого студента.

Я хожу в хиджабе с седьмого класса. Это не традиционная одежда, она не демонстрирует мою национальную принадлежность. Хиджаб носят по предписанию религии ислама, которая является неотъемлемой частью моей жизненной позиции. Реакция на хиджаб у всех разная, в зависимости от того, сталкивался человек ранее с людьми в хиджабе или нет. Но я уже спокойно реагирую на интерес сверстников и взгляды преподавателей.

Я стараюсь постоянно самосовершенствоваться и не хочу останавливаться. Отлично владею узбекским и русским языками, менее совершенно – турецким. Из религиозных побуждений учу арабский язык.
Мухсина ведёт несколько сообществ в VKontakte. Самое популярное из них – Библиотека Мира. В нем она ежедневно делится многочисленными полезными материалами, побуждая своих подписчиков развиваться в разных сферах.
О своем народе в общих чертах
Узбекский менталитет представляет собой конгломерат специфических особенностей восточного менталитета. Это своеобразный мир, в рамках которого продолжает сохраняться огромное разнообразие традиций и обычаев.

К чертам узбекского менталитета можно отнести добродушие, отзывчивость, гостеприимство и щедрость. Этот народ обладает врождённым чувством коллективизма и сопричастности друг другу в отношении своего исторического единства. Среди узбеков мало атеистов и агностиков, а также сторонников более альтернативных религиозных направлений, не возникают субкультуры. Узбеки никогда не вступают в конфликтные ситуации, стараясь вывернуться и выйти сухими из воды. Быстро забывают обиды, незлопамятны, проявляют большое уважение к возрасту. Большую роль играет тактильность и общая душевная расположенность.
Моя религия
Я родилась в мусульманской семье, с исламским учением познакомилась уже в сознательном возрасте, зная о христианстве. Ислам у большинства людей в России ассоциируется с радикализмом, запретом свинины, паранджой, ущемлением прав, страхом. Подобные стереотипы вокруг нашей религии возникают, потому что само учение мало знакомо людям и они узнают об исламе из средств массовой информации, которые зачастую называют исламом то, что таковым не является.

Глубоко изучая это учение, я поняла, что всё это безосновательные фобии. Ислам дословно с арабского означает «смирение». Это религия, которую проповедовали все пророки, начиная от Адама и заканчивая пророком Мухаммадом, в её основе лежит Единобожие. Ислам – это не религия арабов, тюрков или кавказцев, а религия любого человека, который беспристрастно размышляет над смыслом своего существования. Иначе говоря, религия не привязана к национальности. Монотеизм является рационально обоснованным выбором человека. В исламе есть свои постулаты, обязанности. В эти перечни входит молитва, соблюдение поста, милостыня и паломничества к дому Всевышнего Творца. Это фундаментальные вещи, которые в силу своих возможностей мусульманин должен обязательно претворять в жизнь.

Мусульманское общество, которое формировалось в исламских государствах, чётко регламентировало жизнь человека, чтобы он жил в согласии с самим собой, в согласии с Богом и, соответственно, с обществом, чтобы были определённые права и обязанности. То, что мы называем римским правом или какой-либо конституцией, законодательством, для мусульманских народов регламентирует Шариат.

Главная добродетель в исламе – любовь и милосердие. Чтобы узнать что-либо об этой религии, стоит познакомиться самим учением – с Кораном.
Олег СТАЩУК
Автор
Made on
Tilda