Звонок для учителя!
Как студенты АмГУ устроились работать в школу
Статистика за месяц: 11 классов, 88 уроков, 194 ученика и 388 проверенных тетрадей – так выглядят трудовые будни студентки АмГУ, которая отправилась на практику в школу №16 Благовещенска и осталась в ней работать в качестве учителя английского языка. О своём трудоустройстве, рабочих обязанностях и трудностях рассказывает пятикурсница филологического факультета Анна Бурханова.
Как я устроилась работать учителем
Моя группа направления подготовки «Педагогическое образование: иностранный язык (немецкий) и иностранный язык (английский)» должна была пройти осеннюю практику в любой образовательной организации – в общеобразовательных или языковых школах, центрах дополнительного развития детей, колледжах и т.д. На первой практике моими подопытными кроликами в мире педагогики стали студенты первого курса университета, а в этот раз мой выбор пал на общеобразовательную школу, в которой я сама когда-то училась – МАОУ «Школа №16 г. Благовещенска».

Я решила сменить ступень образования, ведь в зависимости от заведения, в котором вы будете преподавать, опыт будет совершенно различаться. На это влияет большое количество факторов: от числа учащихся в классе/группе (примерное количество от 5 в центрах допобразования и до 40 в обычных школах), специфики изучения предмета (обычный уровень знаний или углубленный) до возраста детей и продолжительности занятий.

Выбор учебного заведения был довольно экстремальным, потому что на данный момент в школе № 16 обучается 2192 ребенка. По численности обучающихся она является самой большой в Амурской области, что и заметно: в одной параллели по семь классов (от А до Ж), в каждом классе по 36 детей. Преподавательский состав – около 80 педагогов.

В мои задачи как студента-практиканта входило посещение уроков учителей-кураторов, посещение уроков других практикантов, составление необходимой документации (психолого-педагогической характеристики ученика, класса, планов-конспектов и технологических карт уроков) и проведение своих уроков.

Не успела я завершить практику, как мне поступило предложение остаться на постоянной основе. На раздумья у меня ушло меньше получаса, и я согласилась. Руководство пообещала лояльно относиться к тому, что я буду совмещать учёбу в университете по утрам с работой в школе после обеда (идеальная подработка, согласитесь). Сказано – сделано. На данный момент я работаю в школе уже три месяца.

– С каждым годом мы сталкиваемся с проблемой нехватки кадров. Есть жизненные ситуации, провоцирующие дефицит (смена места жительства работников, отпуск по уходу за ребёнком), но чаще всего дефицит возникает из-за того, что после окончания учебного заведения многие молодые специалисты выбирают работу, связанную с языком, но не связанную с преподаванием. Возможно, так происходит по причине непривлекательности профессии учителя в наши дни, что на самом деле абсолютно не соответствует правде. Профессия педагога сложна, однако в ней таится столько же плюсов, сколько и трудностей. Просто открытие положительных моментов происходит лишь после продолжительной работы в школе, хотя бы в течение одного года, – комментирует ситуацию с дефицитом учителей иностранного языка руководитель методического объединения Дарья Мордясова.

Некоторым моим одногруппникам-практикантам настолько полюбилась работа в качестве учителей-предметников, что они тоже решили остаться работать в школе после прохождения практики. Интересный факт: каждый из нас занял свою нишу в системе школьного образования. Я преподаю в младших классах, Владимир Судоренко – в средней школе, а Виктория Филиппова – в старших классах.
Типичный рабоче-учебный день
Что же из себя представляет типичный рабоче-учебный день новоявленных учителей? С 8:15 до 11:25 мы исправно посещаем пары, в 12:55 начинается первый урок. Количество уроков совпадает с рабочей нагрузкой по принципу 1 урок = 1 час. За ставку в 20 часов в неделю учитель может получить около 20 тысяч с учетом районных коэффициентов (20 % для г. Благовещенска) и сложности предметов (все предметы ранжируется по сложности, а от сложности зависит начисляемый процент. Для английского языка надбавка составляет 15 %).

Я работаю в 3-4 классах пять дней в неделю, количество уроков варьируется от 3 до 6, мои одногруппники Владимир Судоренко и Виктория Филиппова ведут по 6-7 уроков в средних и старших классах три раза в неделю.

Кто-то может сказать, что мне повезло, поскольку какая может быть морока с малышами. Я тоже поначалу так думала, пока не столкнулась с ними вживую. Мало того, что у тебя нет собственного класса и ты бегаешь от одного кабинета к другому (ведь ребятишек нужно забрать и довести до кабинета), так ещё и количество проверяемых тетрадей у тебя гораздо больше, чем у твоих коллег. Ведь детям нужно иметь рабочую тетрадь, тетрадь для классных работ, словарик. Каждую тетрадку нужно досконально проверить, исправить все ошибки, выставить оценки, а по представлениям детей ты должен это делать после каждого урока. В действительности же делаешь это пару раз в месяц, поскольку детей много – я веду 11 подгрупп, в них 194 детей, – а времени мало.

Не забывайте, что они дети, а это значит: а) проблемы с концентрацией внимания, б) большая двигательная активность, в) по крайней мере половина урока проходит в игровой форме. Я сторонник использования игровых технологий при обучении иностранным языкам, поэтому меня в этом плане всё устраивает. Но это спорный момент, не многие любят такую форму деятельности, поэтому к однозначным плюсам я бы этот пункт не добавила.

Зато добавила бы следующие положительные моменты:

а) в нашей школе детей делят по подгруппам, а такое бывает далеко не везде и не всегда;

б) когда у детей каникулы, у тебя тоже неофициальные каникулы! Нагрузка уменьшается по ощущениям раза в три уж точно, остается лишь бумажная работа;

в) дети маленькие, школа им ещё не надоела, переходный возраст не начался, следовательно, им всё интересно;

г) дети очень искренние, всё, что они чувствуют, высвечивается у них на лбу, поэтому ты с лёгкостью понимаешь, что они всегда (правда-правда, всегда!) рады тебя видеть. Каждый день я получаю как минимум предложение разделить с ними трапезу в виде недоеденной булочки с маком либо же подарок в виде хэндмэйд-наклейки или моего портрета. Такие знаки внимания со стороны детей я нахожу очень милыми, и потому ни одну работу не выкидываю, а собираю в отдельный файлик, который хотела бы им отдать позже, когда они перейдут в среднюю школу. Чтобы они всегда помнили, каково это – быть ребёнком.

– Я согласился работать учителем, поскольку это профессия очень благородная и востребованная, в целом значимая для общества. Я всегда хотел делиться знаниями и опытом, что и привело меня к такому решению. Работа в качестве учителя стала для меня дорогой в новую жизнь, – делится своими впечатлениями мой одногруппник, а теперь ещё и коллега Владимир Судоренко.

Не забывайте также о возможности карьерного роста. Придя молодым специалистом, вы сможете продвинуться дальше, получив категории педагогического мастерства (учитель второй и первой категории, а также высшей категории), взяв на поруки классное руководство и постепенно расширив свои заслуги в сфере образования (и подняв тем самым заработную плату).
Обратная сторона медали
Проведение уроков – это лишь полработы учителя, остальная половина уходит на проверку тетрадей с домашней работой, проверку контрольных и проверочных работ, составление урока, соответствующего современным стандартам ФГОС, выставление оценок и домашних заданий в электронный дневник, заполнений отчётности. Это я еще умалчиваю про классное руководство (потому что у меня его нет), которое тоже испортило нервишки многим учителям,.. и родителей, которые являются главным стрессовым фактором как для педагогов, так и для детей. Гиперопека и её антипод равнодушие – это те вещи, которые портят доверительные отношения между взрослыми.

Родители XXI века забыли, что учителя – это в первую очередь наставники и помощники и ни в коем случае не враги. Cегодня приходится сталкиваться с такими неприятными ситуациями, как «Это вы виноваты, что ребёнок не взял тетрадь. Вы должны его замотивировать учиться!» или же «Почему у моего ребёнка за этот урок тройка? Он же к репетитору ходит. Если вы не исправите оценку, я пойду жаловаться в министерство образования». И в каждой такой ситуации вам придётся искать выход, удовлетворяющий обе стороны, поскольку, как известно, родители – страшная сила. Но и вы не лыком шиты, угрозами вас не проймёшь: хочешь пятёрку – заработай.

Кроме того, устроиться на полную ставку при условии совмещения с учёбой технически сложно. Пары будут частенько совпадать с уроками, домашние задания по-прежнему необходимо будет делать, диплом писать, а экзамены сдавать. Однако попробовать стоит, по крайней мере, для того, чтобы использовать эту возможность для получения первичных профессиональных навыков. А после выпуска можно уже и о полноценной карьере учителя подумать.
Напутствие напоследок
Для тех, кто ещё сомневается, устраиваться ли работать в школу, ввиду каких-то страхов, навязчивых мыслей и опасений, не переживайте: вас не бросят. Все понимают, что несмотря на полученную вами базу педагогических знаний вы только в самом начале вашего профессионального пути. Вы еще и пороху-то не нюхали. У вас будут ошибки, будут плохие дни, не слишком грамотно составленные уроки, вредные ученики и их родители. Но старшие преподаватели вас не бросят. Вас будут курировать, будут вам подсказывать, объяснять, как заполняется календарно-тематическое планирование, как высчитывается коэффициент успеваемости и что делать, если у ребёнка за триместр выходит двойка.

Я считаю, что те студенты, которые на сегодняшний день работают в нашей образовательной организации, справляются с поставленной задачей. Это перспективные ребята, которых мы хотели бы и дальше видеть в числе наших педагогов, – поддерживает молодых специалистов директор школы Мария Бессонова.
Анна БУРХАНОВА
Автор
Made on
Tilda