Что же из себя представляет типичный рабоче-учебный день новоявленных учителей? С 8:15 до 11:25 мы исправно посещаем пары, в 12:55 начинается первый урок. Количество уроков совпадает с рабочей нагрузкой по принципу 1 урок = 1 час. За ставку в 20 часов в неделю учитель может получить около 20 тысяч с учетом районных коэффициентов (20 % для г. Благовещенска) и сложности предметов (все предметы ранжируется по сложности, а от сложности зависит начисляемый процент. Для английского языка надбавка составляет 15 %).
Я работаю в 3-4 классах пять дней в неделю, количество уроков варьируется от 3 до 6, мои одногруппники Владимир Судоренко и Виктория Филиппова ведут по 6-7 уроков в средних и старших классах три раза в неделю.
Кто-то может сказать, что мне повезло, поскольку какая может быть морока с малышами. Я тоже поначалу так думала, пока не столкнулась с ними вживую. Мало того, что у тебя нет собственного класса и ты бегаешь от одного кабинета к другому (ведь ребятишек нужно забрать и довести до кабинета), так ещё и количество проверяемых тетрадей у тебя гораздо больше, чем у твоих коллег. Ведь детям нужно иметь рабочую тетрадь, тетрадь для классных работ, словарик. Каждую тетрадку нужно досконально проверить, исправить все ошибки, выставить оценки, а по представлениям детей ты должен это делать после каждого урока. В действительности же делаешь это пару раз в месяц, поскольку детей много – я веду 11 подгрупп, в них 194 детей, – а времени мало.
Не забывайте, что они дети, а это значит: а) проблемы с концентрацией внимания, б) большая двигательная активность, в) по крайней мере половина урока проходит в игровой форме. Я сторонник использования игровых технологий при обучении иностранным языкам, поэтому меня в этом плане всё устраивает. Но это спорный момент, не многие любят такую форму деятельности, поэтому к однозначным плюсам я бы этот пункт не добавила.
Зато добавила бы следующие положительные моменты:
а) в нашей школе детей делят по подгруппам, а такое бывает далеко не везде и не всегда;
б) когда у детей каникулы, у тебя тоже неофициальные каникулы! Нагрузка уменьшается по ощущениям раза в три уж точно, остается лишь бумажная работа;
в) дети маленькие, школа им ещё не надоела, переходный возраст не начался, следовательно, им всё интересно;
г) дети очень искренние, всё, что они чувствуют, высвечивается у них на лбу, поэтому ты с лёгкостью понимаешь, что они всегда (правда-правда, всегда!) рады тебя видеть. Каждый день я получаю как минимум предложение разделить с ними трапезу в виде недоеденной булочки с маком либо же подарок в виде хэндмэйд-наклейки или моего портрета. Такие знаки внимания со стороны детей я нахожу очень милыми, и потому ни одну работу не выкидываю, а собираю в отдельный файлик, который хотела бы им отдать позже, когда они перейдут в среднюю школу. Чтобы они всегда помнили, каково это – быть ребёнком.
– Я согласился работать учителем, поскольку это профессия очень благородная и востребованная, в целом значимая для общества. Я всегда хотел делиться знаниями и опытом, что и привело меня к такому решению. Работа в качестве учителя стала для меня дорогой в новую жизнь, – делится своими впечатлениями мой одногруппник, а теперь ещё и коллега Владимир Судоренко.
Не забывайте также о возможности карьерного роста. Придя молодым специалистом, вы сможете продвинуться дальше, получив категории педагогического мастерства (учитель второй и первой категории, а также высшей категории), взяв на поруки классное руководство и постепенно расширив свои заслуги в сфере образования (и подняв тем самым заработную плату).