Доступ к знаниям
Миниатюрная Алина Жильникова рассказала, какие препятствия встречаются людям с ограниченными возможностями здоровья на пути к диплому
Алина Жильникова усердно учится, чтобы достичь своей цели и стать психологом, но сильно устаёт. И дело не только в учебной нагрузке. У девушки редкое генетическое заболевание.
Алина ростом всего 134 сантиметра. Она страдает от постоянной усталости и боли в ногах. Девушка не может позволить себе прогулки с друзьями, а в университет ходит с трудом. Но ничего из этого не останавливает храбрую студентку перед достижением цели.

Алина учится на третьем курсе университета по специальности «Клиническая психология» и каждый день сражается со своим телом.

– В связи с моим заболеванием я сталкиваюсь с постоянной усталостью даже после продолжительного отдыха, а также с быстрой утомляемостью. Для меня проблематично ходить на большие расстояния, так как появляется слабость и боль в ногах, – поделилась девушка.

Заболевание девушки называется синдромом Фанкони. Оно генетическое и встречается крайне редко. Мама Алины рассказала, что болезнь проявилась сразу после рождения, но врачи убеждали её в том, что состояние девочки – норма. Когда Алине исполнился год, семья забила тревогу: стало заметно отставание в росте и искривление нижних конечностей. Только к двум годам смогли добиться полноценного обследования для ребенка, а окончательный диагноз был поставлен в 9 лет.

– Если простыми словами, заболевание связано с нарушением функционирования почек, нарушается обмен веществ в организме и страдают многие другие системы, особенно костная, то есть опорно-двигательный аппарат, – объяснила Алина.

Из-за болезни она имеет инвалидность третьей группы. Такой статус получают люди с врожденными заболеваниями. Но наличие инвалидности не проблема, другое дело – низкий рост. Миниатюрность девушки заставляет её прикладывать больше усилий в условиях, где другие справляются легко: это касается и высоких ступенек, и тяжёлых дверей.

Особенно сложно Алине зимой, когда на улице становится холодно и скользко. В таких условиях дойти до университета и обратно самостоятельно она не может. Чаще всего её возит на машине мама.

Благовещенск плохо приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Особенно остро я это почувствовала, когда после операции мне приходилось передвигаться на инвалидной коляске. Я поняла, что без посторонней помощи мне совсем не справиться, – отметила Алина.

Девушка много раз сталкивалась с пандусами «для галочки»: они построены под таким наклоном, из-за которого подняться по ним невозможно даже с помощью других людей, а спускаться с них даже пробовать не стоит, это слишком опасно.

Часто девушку расстраивают не только физические препятствия на пути, но и пристальные взгляды прохожих. Люди наблюдают за ней или даже оглядываются, чтобы поразглядывать её.

– Люди думают, что это незаметно, но это совсем не так! Это чувствуется! – посетовала Алина.

В университете она с такой проблемой не сталкивается. Условия в вузе Алину устраивают. Ей нравится, что все пары проходят в пределах одного корпуса, она считает это удобным. В начале обучения студентке приходилось делать хирургические операции, чтобы поддерживать здоровье, а потом проходить длительную реабилитацию. По этой причине она не могла посещать университет, но АмГУ пошёл навстречу: ей предоставили индивидуальный график обучения. Это помогло Алине восстановить здоровье, не прерывая образование. В университете её огорчает только одно.

– В АмГУ я хотела бы улучшить то, что касается не только меня, но и других людей. Расписание составлено неудобно: пары в разные дни начинаются то с утра, то с обеда и продолжаются до позднего вечера. Хотелось бы, чтобы все занятия проходили с утра до второй половины дня, тогда было бы намного проще распределять время на учёбу и отдых, что очень важно, – поделилась мнением Алина.

Если сравнить школу и университет, Алине больше нравится университет по многим причинам: в школе нужно было готовиться к 5-6 разным предметам в один день. Всё осложнялось тем, что иногда девушка находилась на домашнем обучении. Учителя приходили к ней домой и проводили часовые занятия.

– Мне приходилось заниматься с ними один на один. Нужно было полностью быть включенной в занятие и тему. Это сложно. Хорошо, когда помимо тебя ещё 30 человек в классе и есть шанс, что тебя не спросят, а на индивидуальных уроках так не получится, – говорит студентка.

В АмГУ у Алины 4-5 пар в день, но это кажется ей удобным, потому что некоторые учебные занятия могут повторяться, благодаря чему нагрузка меньше, чем в школе.

В школе девушка сталкивалась с проблемой передвижения.

– У меня всегда было чувство небезопасности. На переменах школьники бегают, прыгают. У меня был страх, что меня в коридоре задавят в толпе и никто даже не поймёт, что произошло. Учитывая мой рост и хрупкие кости, травму получить легко. А они у меня бывали. В университете люди более взрослые, спокойные и в большинстве случаев понимающие. Никто не будет нестись сломя голову в столовку, как это было в школе, – рассказала Алина.

Так что перемещение между этажами в АмГУ не кажется ей проблемой. Кроме того, в школьные времена она чувствовала постоянное напряжение из-за непонимания ровесников.

– Меня никто не обижал, но в то же время со мной никто не общался. Я была каким-то аутсайдером, серой мышкой. Из-за этого мне было грустно и одиноко. У меня возникли комплексы и тревожность. Школьные годы были для меня не самыми лучшими, – признаётся Алина.

Выбирала будущую профессию девушка осознанно: ей всегда были интересны медицина и психология, а клиническая психология как раз находится между этими направлениями. Алина очень надеялась, что изучение психологии поможет ей разбираться в себе и улучшить коммуникативные навыки. Семья выбор Алины поддержала.

В свободное от учёбы время Алина развивается в других направлениях.

– Мне нравится фотографировать, и меня очень вдохновляют природа, люди и искусство. Люблю котиков, у меня их, кстати, два: Дашка и Тома, – рассказала девушка.

Планов студентка не строит, считает, что сейчас самое главное для неё – окончить учёбу. Но все-таки надеется, что в будущем сможет устроиться на работу в частную клинику и принимать там пациентов. Она хочет работать со взрослыми и подростками.

– Я часто вижу в АмГУ и других студентов, у которых видны какие-то проблемы со здоровьем. Это позволяет мне чувствовать, что я не одна такая, – поделилась Алина.

Заместитель ответственного секретаря приёмной комиссии доцент кафедры социальной работы Лилит Гостева рассказала, что в университете людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с каждым годом всё больше.

На данный момент существует несколько направлений, в которых вуз им помогает:

- студенты с 1 и 2 группой инвалидности не платят за общежитие;

- все студенты со справкой об инвалидности получают социальную стипендию;

- безбарьерная доступная среда создаёт условия для беспрепятственного перемещения по территории университета;

- для таких студентов разрабатываются адаптированные образовательные программы;

- в университете имеются специальные технические средства для всех категорий людей с ограниченными возможностями: с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Ольга БАТУРИНА
Автор
Made on
Tilda