«Сходите с ума, давайте волю фантазии и бесконечно творите»
Наш корреспондент познакомился с выпускницей ФДиТ и узнал секреты работы архитектора
После шести лет обучения на факультете дизайна и технологии Эллина Гупенко точно знала: она сделала правильный выбор. Сейчас Эллина работает в отделе архитектуры общественных пространств Центра развития территорий региона – создаёт дизайн-проекты среды на объектах Амурской области. Про своё обучение, опыт трудоустройства и работы девушка рассказала корреспонденту газеты «Амурский университет».
В каком году вы получили диплом?

– Диплом получила в 2013 году. На факультет дизайна и технологий я поступила в 2007 году на специальность «Технология и конструирование текстильных изделий». Проучилась там год и перевелась на «Дизайн среды», следующие шесть лет посвятила именно ему.

– Почему после школы вы решили подавать документы на факультет дизайна и технологии?

– О дизайне среды и вообще подобном обучении я тогда не знала, никто не говорил об этом. Казалось, нигде такому не учат. Услышала в художественной школе «дизайнер» и всё, решила: буду дизайнером. В АмГУ оказался такой факультет, и я не сомневаясь подала документы.

– Почему решили перевестись?

– Я горела именно дизайном среды, с детства чувствовала: это моё. Первыми моими игрушками стали карандаши и краски. Любила рисовать то, что вижу, фантазировать. Мама так рассказывала про мои детские рисунки: «Дерево нарисуешь, а у него все листики аккуратно в одну сторону смотрят. Почему, спрашиваю. А потому что ветер дует, мама». Каждую деталь уже тогда продумывала и хотела создавать то, что окружает нас, – среду.
– Вспомните, как проходил творческий конкурс. Готовились к нему?

– Готовилась упорно. Требовалось нарисовать три работы: композицию, живопись и конструктивный рисунок карандашом, на каждую давалось 6 часов Когда училась на технолога, параллельно готовилась к конкурсу целый год. Брала дополнительные уроки у художников, оттачивала навыки. В день творческого испытания, конечно, переживала, но была полностью уверена, что пройду.

– Помогли ли вам при поступлении знания, полученные в художественной школе?

Художественную школу я не окончила. Ходила туда получать основные навыки композиции, цвета и, наверное, потому что просто рисовать любила. В школе до сих пор мои работы висят, хотя столько лет прошло. Полученные знания во многом помогли при поступлении, да и в самом обучении. На парах тренировались рисовать натюрморты, портреты, графику.

– Какие воспоминания у вас остались об обучении на ФДиТ?

– Помню, всё свое время отдавала учёбе, с утра до вечера каждый день, но мне нравилось это. Нас старались по максимуму обучить, дать все возможные знания, но это я только потом поняла, через много лет. Объём программы огромный и нужный, тебя сразу погружают в профессиональные дисциплины. Делали проекты, макеты, специальные рисунки. Проектирование геометрических фигур: например, одна в другую врезается, и по какой траектории они полетят. Работа с воображением и объёмами, с чувством формы, пространства и цвета. Невероятно ценную и полезную информацию давали, но опять же, только потом это понимаешь.

– Сложно было учиться?

– Мне было легко, я тянулась к этому. Думаю, если в человеке есть крупица творчества и желание изучать – всё будет понятно и интересно.

– Расскажите, какую практику проходили во время учёбы?

– Первая практика – пленэр, выходили всей группой на природу и рисовали. На старших курсах началась производственная практика: отправляли работать в дизайнерские студии. Производственная практика невероятно важна, помогает прикоснуться к настоящему рабочему процессу: живые проекты, коллектив, клиенты, технические программы. Там стала вникать в профессию, разделять теорию и практику.
– Сошлись ли знания, полученные в университете, с реальной работой?

– Однозначно, знания схожи, нужен каждый год обучения. Сейчас знаю, что я профессионал в своём деле благодаря отличной базе, которую дали в университете. Единственное, на работе учишься общению с заказчиками, повышаешь навык коммуникации с живым клиентом. Хорошо помню, как на учёбе нам преподаватель говорила: «Отрывайтесь здесь, рисуйте и придумывайте, что хотите, хоть слона на потолке проектируйте. Давайте волю фантазии, сходите с ума и бесконечно творите. Потому что в реальной работе такого не будет, чаще придётся мыслить примитивно». Вот так оно и получилось: в реальной жизни есть бюджет и желание заказчика.

– Какие плюсы обучения на факультете дизайна и технологий можете выделить?

– Во-первых, потрясающая база знаний, никакой курс и интернет не дадут такого. Во-вторых, навык усидчивости, когда детально и долго работаешь над проектом. Будучи студентом, не понимала, зачем такой большой исследовательский блок к объекту, прям копаешь, копаешь каждую деталь, чтоб просто спроектировать дом. На работе оказалось всё пуля в пулю, как учили: сначала максимально изучаешь, ищешь любую информацию, проводишь опросы, поднимаешь архивы, прежде чем начать проектировать. И в-третьих, мой совет: идти именно на дизайн среды, там изучите все аспекты – чертежи, фундамент здания, ландшафт, освещение объектов, внутренняя отделка, дизайн местности и многое другое.
– Как относитесь к коротким онлайн-курсам по обучению дизайну, заменят ли они университет?

– Определенно не заменят! К таким курсам у меня весьма предвзятое отношение: людей там учат мыслить шаблонно, не дают базовых знаний цвета, материала, формы, пространства. По большей части изучают технические программы. И такой «специалист» потом приходит на реальную работу, и все эти шаблоны рушатся за секунду, он просто не знает, что делать. Курсы не дадут полного багажа знаний, они дадут вам программное и узкое мышление. В нашем деле шаблоны не работают.

– Во время учёбы дополнительно занимались самообучением?

– Нет, не было тогда такого, негде просто взять информацию. Это сейчас есть множество подкастов, сервисов с примерами работ – это классно. Можно и нужно тренировать насмотренность и навыки, искать свой стиль таким образом, конечно, если хватает свободного времени, чтобы не в ущерб учёбе.

– Расскажите, как сложилась ваша карьера.

– Сразу после университета работала менеджером по отделочным материалам. Да, не дизайнер, но так даже лучше. Работая, изучила все виды отделок, что на что клеится, технические моменты: как работать с деревом, а как с пластиком. На моей нынешней работе эти знания бесценны. Месяца через четыре попала в дизайн-студию: позвали работать в «Массив». Там и началась именно дизайнерская работа с чертежами и проектами. Первое время трудно было вникнуть, но коллеги помогали. Мне всё нравилось, но через несколько лет появилось желание идти дальше, развиваться. На сегодняшний день работаю в автономной некоммерческой организации «Центр развития территорий Амурской области».
– Чем занимаетесь на нынешней работе?

– Благоустройством общественной рекреационной среды по Амурской области. Тут уже масштабы работы больше, ответственность тоже. Работа с муниципальными участками и общественными территориями по программам с определенным бюджетом. Всё это делается для людей. Сейчас работаю над проектом «Тропа здоровья» в Тынде. Люди любых возрастов смогут посвятить время спорту. Проводятся соцопросы населения, чтоб узнать предпочтения, примерный возраст и род деятельности жителей, что построить для их комфорта и увлечений.

– Есть у вас девиз в работе?

– Мыслить глаголами, а не предметами. Не просто «что я делаю», а «зачем я это делаю», для кого, чем этот кто-то будет здесь заниматься. К примеру, лавочка в сквере: не просто прилепить её в углу, а прежде представить условно человека с книжкой. Ему нужны тихое место, тень от дерева и место, куда можно сесть почитать, – вот и появляется лавочка в углу. И мы говорим не о лавочке, а о человеке и его желаниях. Кстати, в университете и этому учили.

– Расскажите про самый интересный проект.

– Не могу выделить один, вся моя работа очень интересна. Ни один проект не похож на другой. Даже если заказчик показывает: «Вот хочу точно такое же», – не получится сделать под копирку, каждое пространство, каждый свет и материал работают по-своему. Мне нравится в работе общаться с людьми. Пришла семья, хочет внутреннюю отделку дома, а мне сначала нужно изучить каждого члена семьи: что ему нравится, чем он занимается, какой цвет любит. Долго исследуешь объект, зато потом попадешь точно в цель и желания, так как в голове уже выстроилась картинка, что ты должен сделать.
– Какие проекты в общем вы делали?

– Это загородные частные дома – от фундамента до количества полочек в доме, ландшафты, подсветка зданий, интерьер ресторанов и магазинов, скверы, парки, площадки для отдыха в разных городах Амурской области, корпус Б здания БГПУ. Приличный багаж работ накопился.

– Считаете себя счастливчиком, который посвятил жизнь любимому делу?

– Безусловно, это моё на 100%, я очень творческий человек. Ни капли не пожалела, что тогда прислушалась к себе и перевелась. У меня всё складывалось удачно, я шла и иду по своей дороге.

– Что посоветуете ребятам, поступающим на факультет дизайна и технологии?

– Подумайте, есть ли у вас тяга к искусству, готовы ли всё свое время отдавать учёбе, горите ли вы этим делом. Нужно осознанно идти и душу вкладывать, тут с одной тетрадкой не походишь. Обучиться программам на компьютере всегда можно, а вот видеть по-другому, выдумывать, уметь сопоставить несопоставимое – не каждый сможет. Советую впитывать все знания, как губка. Некоторые вещи из учёбы я поняла только через пять, а то и десять лет практики. И ничего не бояться, фантазировать на всю катушку, не замыкать свой потенциал.
Дарья КРАМОРЕВА
Автор

Made on
Tilda