«Самая большая проблемаэто курильщики»
Студентка ФСН Анна Санникова рассказала об опыте работы проводницей
Анна Санникова учится на третьем курсе факультета социальных наук. На первом году обучения она вступила в студенческий отряд «Примус» и через год поехала в своё первое рабочее путешествие. Бойцы отряда летом работают проводниками в поездах. В этом году Анна второй раз решила провести самые большие каникулы, трудясь на РЖД. За лето она поработала на трёх маршрутах – до Москвы, Кисловодска и Комсомольска-на-Амуре. О быте проводников, сложностях и плюсах работы Анна рассказала нашему корреспонденту.
«Комиссар – это душа отряда»
Сейчас в отряде проводников около 30 студентов АмГУ. Все они работают летом на разных направлениях. А в учебное время проходят теоретическую подготовку к работе в поезде и вместе проводят время. За мероприятия в студотряде отвечает комиссар. Такую работу на себя и взяла Анна.

– Комиссар – это душа отряда. Это все мероприятия, сборы отрядные, походы различные – в кино, например. Игры в мафию, бункер и другие настольные игры, – поясняет студентка.
Работа по 12 часов в сутки
Но заканчивается учебный год, и начинается работа, тогда бойцам не до веселья. Работу проводника нельзя назвать трудной, но и лёгкой её не назовёшь, ведь почти все дела и проблемы в поезде решают именно эти сотрудники. Трудятся они по сменам: с двух ночи до двух дня или наоборот. Пока один работает, другой отдыхает, и так на протяжении всего рейса, а на обратном пути коллеги меняются.

– В рейсе мы работаем по московскому времени. Так часто получается в дальних поездках, что если туда я еду в день, то обратно еду в ночь. Часовые пояса меняются, – объяснила Анна.

Вот небольшой список обязательных дел проводников: посадить пассажиров на станциях, повторно проверить документы, предлагать чай, кофе и кондитерские изделия пассажирам, убираться в вагонах и купе, каждый час наводить порядок в туалетах.

– Казалось бы, дел не так уж и много, но это занимает много времени, поэтому вся смена пролетает очень быстро, – рассказала девушка.
Реальность и ожидания не совпали
Анна с самого начала обучения думала о вступлении в студенческий отряд. Выбрала «Примус» без колебаний, ведь её мама раньше тоже мечтала стать проводницей.

– Моя мама мечтала об этом, я думала: «Интересно, почему? Надо попробовать». Но она так и не работала проводником, поэтому у неё было немного иное представление об этой работе: поездная романтика, путешествия, люди. Она хотела страну посмотреть с этой стороны, – говорит студентка.

Но так ли романтична эта профессия на самом деле? Во время поездок у работников поездов нет возможности вести здоровый образ жизни, это касается в первую очередь личной гигиены.

– До того как я начала работать, какие-то моменты мне казались лучше, а какие-то хуже. Когда устраивалась, то думала о том, как я буду мыться: там же нет душа, а мы едем две недели. Мы думали, что это будут какие-то тазики, ковшики, – ужас! Оказывается, всё это не так страшно, как кажется. Готовить в вагонах тоже не так трудно, даже ещё быстрее, чем обычно, – рассказала боец «Примуса».

В некоторых поездах теперь есть душевые кабины. Старые вагоны этим похвастаться не могут. Работая в них, приходится набирать воду из бака-кипятильника или греть её в вагоне и мыться в туалете.
Курильщики и зимние морозы
Анна работает проводницей второй год подряд. В студенческие годы она это занятие бросать не хочет, но свою жизнь с поездами связывать не планирует. Кроме ограничений в быте проводники вынуждены решать проблемы с клиентами. На помощь сотрудникам РЖД приходят сотрудники транспортной безопасности, которые ездят вместе с ними и высаживают нарушителей общественного порядка.

– Самая большая проблема – это курильщики. Они на всех станциях просятся выйти. Причём там полная посадка, станция маленькая, мы не можем их выпустить. И они начинают скандалить, а я ничем не могу помочь. Стараемся решать такие проблемы разными способами, – говорит проводница.

Студентка отмечет, что трудиться в РЖД удобно только в тёплое время года. Зимой всё усложняется: проводники получают дополнительную нагрузку в виде топки печи и борьбы с морозами.

– Есть станции на коротких направлениях, где зимой -50 градусов. Где-то даже -70. Девочки-проводницы, с которыми я работала, рассказывали, что на морозе очень тяжело стоять на посадке, проверять паспорта и всё остальное. К тому же летом все в отпуск едут, позитивно настроенные, а зимой всё не так, – считает Анна.
«Можно же проще!»
Этим летом Анна Санникова трудилась на направлениях до Москвы, Кисловодска и Комсомольска-на-Амуре. Это основные маршруты, на которых работают студенты. Но большинство учащихся в этом году отправились в Анапу. По этому маршруту девушка ездила дважды в прошлом году.

– Направления на Кисловодск и Анапу примерно одинаковые, мы едем по одному пути, и уже ближе к югу расходятся наши маршруты. Кисловодск и Анапа едут в параллель, поэтому особой разницы нет, – пояснила студентка.

Кроме неё летом в поездах работали и другие студенты АмГУ, но с ними она не встречалась. Ей попадались маршруты с кадровыми проводниками, то есть теми, кто занят в РЖД на постоянной основе.

– Есть поезда, где несколько вагонов подряд со студентами. Там все учащиеся, кадровых нет. Но мне кажется, что с постоянными работниками интереснее ездить, потому что они могут что-то подсказать, показать какие-то лайфхаки, – уточняет девушка.

Благодаря знакомству с другими сотрудниками в поездах она узнала много нового и многому научилась.

– Раскладывание белья, например. Нам объясняли, мы знаем в теории, как это делать, а на практике всё получалось долго. Проводница мне говорит: «Зачем ты так делаешь? Можно же проще!» Показала, и это действительно быстрее и легче. И я стала раскладывать, как она мне показала, – вспоминает Анна.

Поездки в роли работника, а не пассажира тоже многому научили её. Студентка поняла, насколько тяжёл труд проводника, и теперь старается помогать сотрудникам, не создавать им проблем. Будучи пассажиром, она аккуратно складывает подушки и одеяла так, как они должны лежать по стандартам, и никогда не оставляет после себя мусор.
«Можно спокойно заработать 150 тысяч»
Несмотря на некоторые трудности, девушка находит в этой работе много позитивных моментов. Например, множество интересных знакомств.

– Теперь у меня очень много знакомых: я общаюсь с проводниками, с которыми работала. С теми, с кем ездила в прошлом году, мы тоже до сих пор держим контакт. В этом году было приятно приехать и понять, что меня там помнят и ждали весь этот год. Какие-то проводники звали: «Давай, поехали в рейс! Мы тебя ждём!» – с радостью рассказывает Анна.

Девушка подружилась не только с коллегами, Анна успевает заводить знакомства с пассажирами. Так у неё появилась подруга из Уфы, они общаются уже более года. Но самым главным плюсом работы проводника Анна считает зарплату.

– Плюсы – это зарплата в первую очередь. У нас оплата зависит от часов. Количество часов зависит от маршрута. 450 часов, полтора месяца, можно спокойно заработать 150 тысяч, – говорит девушка.

Другим студентам Анна советует пойти в проводники только при наличии большого желания. Она убеждена, что без желания никакого толку от работы не будет.

Кроме проводникового отряда на базе АмГУ сейчас работает ещё 5 штабов: путинный отряд «Кракен», педагогический отряд «Альтернатива», строительный отряд «Вектор», строительный отряд «Стерх» и строительный отряд «Рубин». Ранее мы писали, как летний трудовой семестр провела боец студотряда «Альтернатива» Виолетта Клименко. Студентка работала вожатой во Всероссийском детском центре «Океан». Своим опытом поделилась также боец студотряда «Кракен» Елизавета Рымарь: она трудилась этим летом на путине.

В студотряды можно вступить в любое время года. Для этого нужно написать сообщение в группу студотрядов или самого «Примуса», если вы хотите стать проводником.

Ольга БАТУРИНА
Автор
Made on
Tilda