48 лет работы в АмГУ
Преподаватель ФМиИ Владимир Сельвинский рассказал о различиях между советскими и современными студентами и плюсах нашего времени
Владимир Сельвинский – преподаватель с 48-летним стажем. Он начал работать в нашем вузе, когда тот был ещё Благовещенским технологическим институтом. Сейчас Владимиру Владимировичу 70 лет и он преподаёт на факультете математики и информатики. В преддверие Дня преподавателя высшей школы Владимир Сельвинский рассказал корреспонденту газеты «Амурский университет», как работали педагоги в СССР, какая разница между современными студентами и советскими и что отличает хорошего учащегося от плохого.
Новосибирск – Благовещенск
Владимир Сельвинский родился и вырос в Благовещенске. Получать высшее образование решил в вузе другого города – поступил в Новосибирский государственный университет (НГУ). После его окончания перед молодым специалистом встал сложный выбор: быть преподавателем или заняться научной деятельностью. И он смог найти решение, которое объединяло эти варианты. Раздумий же, оставаться в Новосибирске или вернуться в Благовещенск, не было: в столице Приамурья Владимира Владимировича ждала семья – жена и двое детей.

Учить студентов в нашем университете (на тот момент – институте) выпускник НГУ начал в 1975 году. Это был знаковый год для нашего вуза. В 1975 году он получил новый статус и стал Благовещенским технологическим институтом (БТИ), то есть независимым образовательным учреждением. Ранее же это был Благовещенский общетехнический вечерний факультет Хабаровского автомобильно-дорожного института.
«Не было презентаций, нужно было ватманы рисовать»
Владимир Владимирович устроился в БТИ ассистентом, начал преподавать у студентов и вести научную деятельность. В советские времена педагогам и студентам часто приходилось делать то, что не входило в их обязанности. Например, сажать и собирать овощи, помогать на стройках. О сложностях того времени он говорит с улыбкой. – Тогда не было компьютеров. Чтобы напечатать научную работу, нужно было писать от руки, потом перепечатывать. Если деньги есть, то обращаться к машинистке, чтобы она набирала. И не было презентаций со слайдами, нужно было ватманы рисовать, штук 10-15, – вспоминает преподаватель.
«Разве это могло быть в советское время?»

Советские студенты тоже не могли похвастаться широким спектром возможностей. Вместо интернета – библиотека, а вместо поисковика – ряд громоздких шкафов картотеки и несколько часов на перебирание карточек в поисках информации о нужной книге.

– Раньше было меньше возможностей. Теперь есть проекторы, компьютеры, можно показывать изображения. Раньше требовались наглядные пособия, нужно было развешивать формулы, другие вспомогательные материалы. А теперь можно показывать не только текст, но и видео, и картинки. Появляются новые возможности в изложении материала. Проще стало размножать материалы для выдачи студентам. Раздаю, рассылаю. Во время ковида занимались дистанционно. Разве это могло быть в советское время? Сейчас ещё есть быстрая связь со студентами через Moodle, почту, – говорит Владимир Владимирович.
Чем современные студенты отличаются от советских?
Сейчас педагог преподает сразу несколько дисциплин, связанных с математикой и физикой: высшую математику, интегралы и дифференциальные уравнения, комплексный анализ, методы оптимизации, теоретическую физику, теоретическую механику и механику сплошных сред, теорию функции комплексного переменного. Это не самые простые предметы, но большинство учащихся с ними справляются.

– Часто может показаться, что предыдущий выпуск сильнее, чем последующие. В советское время тоже так казалось, хотя бывали отдельные группы, которые выделялись. Я не берусь утверждать, что студенты стали умнее или глупее. И такие, и такие есть ребята, есть много выдающихся студентов. Иногда появляются такие звёздочки, которые выделяются при решении нестандартных задач. До удивления доходит. Раньше меньше было совсем слабых учеников. Иногда приходится мириться с тем, что у студента не очень высокие знания, но бывает, он удачно что-то решает, на этом успокаиваешься и аттестуешь его. Раньше можно было жёстче спрашивать, хотя тоже всё в рамках, – вспоминает Владимир Сельвинский.
Почему преподавателю нравится, когда его поправляют?
У каждого свои радости: у преподавателей – это понимание и увлеченность студентов занятиями.

– Самое приятное – это когда студенты тебя понимают. Когда они проявляют знания, которые я пытался в них вложить. Когда во время занятия студент может поправить преподавателя, не согласиться. Кто-то из преподавателей от этого нервничает. Но бывает ведь, что совершаешь ошибку по каким-то причинам. Думаешь об одном, пишешь что-нибудь другое. Студенты поправляют, замечают ошибки, это приятно, – считает педагог.

Из всего можно вынести жизненный урок. За 48 лет Владимир Сельвинский понял для себя главное: нельзя рубить с плеча, сначала нужно подумать и только потом делать.

– Бывает, сталкиваешься впервые с тем, что студент грубит или ведёт себя так, что трудно это объяснить нормальным поведением с моей точки зрения. Первый раз реагируешь на это жёстко: вплоть до удаления из кабинета. Но потом оказывается, что просто человек по-другому себя ощущает. Меняются люди. Студенты сегодня по-другому себя чувствуют и ведут. Стараюсь быть более сдержанным. Я не думаю, что он такой нехороший и его надо наказать, а просто немножко останавливаюсь и взвешиваю ситуацию, – объясняет преподаватель.

Наказ студентам
Времена меняются, но правила, как быть хорошим студентом, остаются прежними. С высоты своего опыта Владимир Сельвинский даёт студентам совет.

– Казалось бы, всё просто: учись, старайся, и всё будет хорошо. Но нужно демонстрировать своё прилежание и упорство. С преподавателем общайтесь больше. Сейчас вытесняется учебное общение с учащимися: изменилась нагрузка. Поэтому нужно активно вести себя на занятии, работать и базу иметь. Читать, развиваться. Если студент научной работой занимается, проявляет себя, то это поощряется материально. Нужно учиться, учиться и учиться. Это аксиома, истина. Общественная жизнь тоже важна. Полноценной жизнью надо жить. Хорошо, если у человека есть цель, если она уже сформировалась. Конечно, это плюс. Нужно двигаться в этом направлении, развиваться, и тогда всё придёт, – советует Владимир Владимирович.

Made on
Tilda