«Навигатор» для подростков
Студентка АмГУ Наталья Мусагетова разработала проект Центра наставничества
Этот материал начнёт цикл статьей о дипломных проектах выпускников АмГУ. Все эти работы предлагают варианты, которые могут улучшить жизнь благовещенцев, предоставить им больше возможностей, сделать город удобнее.
Выпускница факультета дизайна и технологи специальности «Монументально-декоративное искусство» Наталья Мусагетова выбрала тему диплома, которая могла бы принести пользу обществу. Она разработала дизайн-проект Центра наставничества для подростков из неблагополучных семей. Тема оказалась ей близка: Наталья сама часть детства провела в детском доме и понимает, насколько важен для подростков взрослый, который может стать примером, поддержать и указать нужный путь.
Задача центра «Навигатор», проект которого придумала Наталья, – помогать подросткам из неблагополучных семей, сиротам на протяжении определённого времени, так как этим детям из-за жизненных обстоятельств сложнее социализироваться в современном обществе.

– Подросткам необходим значимый взрослый, который поддержит на пути к самостоятельной жизни. И я это понимаю как никто другой, потому что сама выпускник детского дома. Знаю, что чем больше заинтересованных в твоём успехе людей, тем лучше. Это мотивирует и придаёт уверенности в своих способностях. Поэтому мне захотелось создать такой центр, который будет пристанищем для подрастающего поколения, – рассказывает Наталья.
Дипломный руководитель декан факультета Елена Коробий поддержала идею студентки и помогла найти объект для её проекта.

– Выбор пал на здание бывшей таможни на набережной. Нам понравилась его историческая архитектура, что мы и использовали при создании интерьеров, – поясняет выпускница.

По словам студентки, сложность была в разработке планировочного решения, так как объект охраняемый. В здание нельзя было попасть, всё тщательно изучить и замерить помещения. Кроме того, в историческом здании нельзя менять планировку.

– Но мы нашли решение. Создали концепцию интерьеров, придумали название. В разработку взяли следующие помещения: холл-ресепшен, штаб для наставников, сенсорная комната для психологической поддержки, две мастерские для творчества и самореализации, модульный зал для общих образовательных мероприятий, «выручай»-комната для временного пребывания, – рассказывает Наталья.
«Выручай»-комната – это место для ночлега для подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации, там они могут остаться на первое время. Появилась она в процессе разработки, так как у всех бывает разные ситуации и часто, например, выпускники детских домов по причине своей несамостоятельности оказываются на улице.

Девушка ставила задачу разработать пространство, которое вдохновляло бы подростков и мотивировало на достижение поставленных целей. Центр мог бы стать местом, где ребята почувствуют себя важными и значимыми, найдут друга, получат новые знания и навыки, а также встретят единомышленников.

– Создавая дизайн-проект, я изучала аналогичные российские и зарубежные центры, учитывала и интересы подростков. Например, мне сложно было представить этот объект без ярких цветных решений. Изначально нужно же заинтересовать. В моём проекте это основной принцип, как мне кажется. Граффити, например, на стенах передаёт немного бунтарское молодёжное настроение, – поясняет студентка.

Подобные центры уже есть в больших городах, например, Центр наставничества для трудных подростков в Нижнем Новгороде «ХулиганДом».

– В нашем городе я участвовала в подобной программе. Но у нас нет определенного помещения именно для таких мероприятий. Обычно их организовывают в административных помещениях или помещениях под аренду, к тому же основная часть программы дистанционная, – отмечает дизайнер.

Название «Навигатор», по словам девушки, тоже появилось не сразу, а в ходе проектирования.
– У меня в голове была мысль создать дизайн немного в игровом формате. Идея была такой: с наставника начинается новый жизненный путь, он направляет подопечного. Так в холле на полу у меня появилась навигация, которая начинается в зоне ресепшена: там начало пути, «старт», дальше она ведёт по остальным помещениям. И так пришла эта идея с названием, – подытожила Наталья.
Дипломный проект студентка защитила на отлично. Комиссии понравилось необычное решение интерьера, а также яркое, нестандартное сочетание цветов. На вопрос про выбор цветов девушка ответила, что обычно подростки со сложной судьбой уже относятся к миру с претензией, поэтому, чтобы как-то привлечь их внимание, нужно сделать вызов всеми возможными средствами и завлечь в образовательную среду.

– Ещё был вопрос про графику, использованную на стенах. Её я разрабатывала в процессе, вдохновляясь известными художниками граффити, придумывала и стилизовала под свой проект, – вспоминает Наталья.

К сожалению, реализовать проект Натальи не получится по ряду причин. Одна из них – статус объекта культурного наследия регионального значения у здания, которое выбрали как место расположения «Навигатора». Проект делался только в учебных целях.

– Возможно в дальнейшем, набравшись больше опыта, реализую подобный проект, только уже новый. Мне эта тема близка и небезразлична, – отмечает студентка.

После защиты диплома Наталья переехала в Екатеринбург. Сейчас она работает по профессии в дизайн-студии.
Мария КУЧМА
Автор
Made on
Tilda