«Работа над проектом — это путь к истине»
Что студенты АмГУ создают в вузовском конструкторском бюро?
Солнечная батарея, хладоэлемент для лабораторного столика, многоточечный измеритель температуры — над этими проектами трудятся в студенческом конструкторском бюро нашего университета. Вот уже три года здесь помогают учащимся понять и прочувствовать работу инженера: найти стоящую идею и начать реализовывать ее — создать полезное устройство. Четверокурсники энергетического факультета рассказали нашему корреспонденту о своих проектах и работе самого бюро.
Солнечная батарея
Проектом фотоэлектрической установки в студенческом бюро занимается Рауль Калита. Для проведения эксперимента на крыше шестого корпуса установили солнечную панель. От самого прибора идет провод к специальному электрическому щиту, в нем производятся все необходимые измерения параметров работы установки, которые затем передаются в компьютер.

— Мы должны определить, насколько выгодно применять фотоэлектрические станции в нашей местности. Если получаемой энергии будет достаточно много, значит их целесообразно использовать в нашем регионе. Это мы узнаем в ходе эксперимента. Мы измеряем напряжение и ток, выдаваемые солнечной панелью в реальном времени, — объясняет разработчик проекта.

Этим проектом Рауль занимается больше месяца, а в конструкторское бюро он пришел по приглашению его руководителя, старшего преподавателя энергетического факультета Владислава Русинова. Студент отметил интересный метод работы своего наставника со студентами. Преподаватель не говорит прямым текстом, что делать, а ведет студента в правильном направлении с помощью подсказок.

— Это необычный способ обучения, не получаешь прямой помощи, нужно думать. И благодаря наводкам Владислава Леонидовича приходишь к верным выводам. Однажды я долго сидел над одной работой. Спустя час, с помощью направлений преподавателя, я дошел до истины. Тогда наступает тот радостный момент, когда все получается. От этого становишься счастливее. Хотя работаешь долго, но додумываешься до решения самостоятельно, — делится Рауль.
Регулятор мощности модулей Пельтье
Над таким проектом уже около года трудится студент Анатолий Тихомиров. Разрабатываемое им устройство состоит из полупроводников проводников. И при протекании электрического тока между ними образуется эффект Пельтье —возникает разница температур.

— Одна из пластин холодная, другая горячая, — объясняет студент. - Из-за того, что прибор находится на открытой поверхности, вода замерзает не сразу. Для того, чтобы быстрее охлаждать, устройству не хватает корпуса, который в дальнейшем надо будет изготовить. Если мы поменяем полярность подаваемого напряжения, то будет обратный эффект. Тогда получится нагревательный элемент, - пояснил Анатолий.

Наших конструкторов интересует именно процесс охлаждения. Прибор планируют использовать в качестве лабораторного термостолика для исследования проб тканей человека.

— Сначала мне предложили почитать статьи про электрический модуль Пельтье. Тогда я стал изучать, а в дальнейшем и развивать тему. Это интересно, познавательно, к тому же, появляется опыт в профессии. Я уже знаю, чем буду заниматься, что меня ждет. Это работа пойдет как курсовая, потом можно модернизировать и сделать дипломной, — рассказывает конструктор.

Многоточечный измеритель температуры
Виктор Толстошеев в бюро разрабатывает устройство, которое с помощью датчиков измеряет температуру воздуха на множестве участков. Многоточечный измеритель предназначен для мониторинга температуры в зданиях. Например, прибор может располагаться в многоквартирном доме или на предприятии, складе. Датчики будут отправлять информацию об изменениях температуры на индикаторы или компьютер, где ее смогут использовать управляющая компания или сотрудники предприятия.

— Проект был частично готов. Мне нужно с этим разобраться и переделать. Я написал несколько статей по этой работе, и начал переделывать программу. Для этого прибора нужно создать корпус, сделать плату, тогда получится полноценное устройство, — поясняет студент.

Проект предполагает, что пользователь прибора сможет менять частоту измерений температуры от долей секунды до десятков минут, выводить данные на сам прибор и на флеш-накопитель.

— Мне было интересно научиться делать что-то руками, получить практические знания, поэтому я пришел в бюро, — рассказывает Виктор. - Здесь нужно реально чем-то заниматься, в чем-то разбираться. Сложности возникают только из-за недостатка знаний. На первом курсе, когда что-то изучаешь, кажется, что это не пригодится. А в итоге все, что ты пропустил, было важно. Теперь я читаю и разбираюсь снова.

Путь к истине
— Идея конструкторского бюро состоит в том, чтобы студенты попрактиковались в своей инженерной деятельности, спроектировали и реализовали небольшие части своего проекта. Они должны научиться что-то создавать, — объясняет руководитель студенческого конструкторского бюро АмГУ Владислав Русинов. - Студенты первого -второго курсов вникают в профессию, им дают небольшие задания, связанные с разработкой, моделированием, с научными исследованиями. Это предпосылка к будущему проектированию. А старшие курсы могут выполнять работу в рамках курсовых и дипломных работ.

Встречи в конструкторском бюро проходят в свободной форме: на них можно пообщаться и попросить подсказку у руководителя. Студенты работают как на компьютерах, так и мелом на доске — рисуют схемы. Каждый конструктор занимается в бюро своей разработкой.

— У меня есть принцип, что студент должен прийти до всего сам, но, конечно, его нужно подводить к этому. Работа над проектом — это путь к истине. Во-первых, он получает удовлетворение, так как делает все сам, во-вторых, это его развивает. Но на это нужно много времени, — рассказывает Владислав Леонидович.
Кстати, эти три проекта далеко не все разработки вузовского конструкторского бюро. Ранее студенты вместе с его сотрудниками модернизировали учебного робота-манипулятора. Такие используются в промышленных производствах. Робот не выполняет команды сам. В действие его приводят с помощью специальной программы или в ручную через пульт управления.

В планах конструкторского бюро сделать мастер-классы и для школьников. Старшеклассникам хотят дать возможность попробовать себя в сквозном проектировании, то есть от чертежа до готового изделия.

Made on
Tilda