Студенческая машина времени: как было 300 лет назад
Студия трёхмерной компьютерной графики под руководством профессора Ильи Ерёмина сохраняет историю Дальнего Востока с помощью 3D-печати
Идея воссоздавать исторические памятники появилась ещё в 2014 году. Тогда существовало студенческое конструкторское бюро, специализирующееся на трёхмерной компьютерной графике. Оно получило грант, за счёт которого и началось создание модели Албазинского острога и реализация других проектов. Позже СКБ закрыли и открыли студию, работающую с 3D-моделированием. Её участники продолжили проекты, задуманные в конструкторском бюро.
– Разработали положение о работе студии, заверили его, получили одобрение и поддержку от Амурского государственного университета и теперь работаем ещё усерднее, – рассказывает руководитель студии профессор кафедры информационных и управляющих систем и доктор технических наук Илья Ерёмин.

Сейчас в студии помимо руководителя работают его заместитель Алексей Нацвин, студенты-бакалавры третьего курса Владислав Беляев, Елена Циденова и Арсений Таран. Активно сотрудничают со студией магистранты первого курса: решают задачи, в рамках которых будут сформированы их магистерские диссертации, – и бакалавры 4 курса. Все они студенты кафедры информационных и управляющих систем.

– Цель нашей студии – показать, насколько IT-технологии важны и полезны в решении гуманитарных задач, в основном в области истории. Работаем сейчас в рамках исторической информатики – достаточно перспективного направления, подразумевающего использование информационных технологий в изучении исторического процесса, – поясняет Илья Евгеньевич.

За время существования СКБ и студии студенты под руководством профессора Ерёмина реализовали пять крупных проектов, связанных с историей нашей области.
Албазинский острог
– Работа длилась три года, и именно системный и математический подходы помогли ответить на те вопросы, ответы на которые историки не могли найти 30 лет. 3D-модели и их распечатка создают наглядный образ, позволяют заполнить пробелы в знаниях. Пока нет выпуклой картинки, просто невозможно изучать архитектуру, памятники, – рассказывает Илья Евгеньевич.
Сейчас готовый макет выставлен в седьмом корпусе АмГУ на первом этаже.
Фигурки уникальных коренных народов Приамурья: эвенки, нивхви, нанайцы, ульчи

– Нам нужны были фигурки не только с эстетической функцией, но и с познавательной, чтобы они представляли историческую ценность. Сложно было рисовать детальные модели IT-специалистам без художественного образования, в этом помогали компьютерные программы. От плоских художественных изображений мы переходим к трёхмерной реальности, – объясняет Ерёмин.

Увидеть фигурки можно в главном корпусе университета в кабинете № 106, где находится студия трёхмерной компьютерной графики.

Внешний облик тунгуской девушки XVII века в компьютерной модели
– Реализацией проекта занимался Роман Алексанов. В данном проекте мы вытаскивали историю из 300-летнего забвения. По антропологическим данным решили реконструировать облик девушки. Вышли на педагогический университет, у них в музее взяли настоящий череп тунгуской девушки XVII века. С помощью фотоаппарата получили цифровую копию, и началось создание непосредственно компьютерной модели. Подключили нейросетевую графику, чтобы девушка могла моргать, скалить зубы, вращать головой, – комментирует руководитель студии.
Копия гарнизона артиллерийского полукапонира
– В качестве научного консультанта и инициатора проекта выступил подполковник ДВОКУ Алексей Лохов. Задача нас заинтересовала, и мы взялись за исполнение. Этап сбора информации удалось обойти: все чертежи и схемы предоставил заказчик проекта. Были куплены наборы оружия русских пехотинцев и артиллерийцев, на их основе определился масштаб разработки, – рассказывает Илья Евгеньевич.

Работа находится в музее воинской славы в Артиллерийском полукапонире № 108, расположенном на пересечении улиц Мухина и Краснофлотской.
Шахматный набор обликов амурских казаков и маньчжуров, участвовавших в первой осаде Албазинского острога
– Модели фигурок разработал Алексей Нацвин. Появилась идея создать фигурки солдат, а дальше начались сложности: мы должны были чётко знать, как выглядели эти люди. Начали собирать огромное количество информации, вышли на профессиональные исследования, только затем смоделировали образы. Работа с 3D-принтером тоже непроста: нужно знать параметры нагрева, учитывать качество материала. То, что выглядит красиво и просто, на самом деле требует колоссальных усилий, – поясняет Илья Ерёмин.

Шахматный набор сейчас в единственном экземпляре, увидеть его можно также в кабинете № 106 главного корпуса АмГУ.
При реализации исторических проектов участники студии сотрудничают с профессиональными историками, которые помогают собрать необходимые данные. А после того как макеты готовы, их передают на покраску – цветными их делают студенты факультета дизайна и технологии.

В ближайших планах у студии развиваться в направлении этнической информатики. Участники студии постоянно совершенствуют технологии создания, изучают новые компьютерные программы, самостоятельно улучшают работу имеющихся принтеров 3D-печати. Так, например, при создании облика тунгуской девушки была задействована нейронная сеть – это совершенно новое направление для студии.

– В изучении истории есть необходимость системного подхода, который резко ускоряет решение задач. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: трёхмерные модели создают наглядный образ, тем самым заполняя пробелы в знаниях о том или ином факте культурного наследия. Теперь историю можно увидеть и потрогать, – объясняет Илья Ерёмин.

Развитие 3D-печати в таком направлении важно и необходимо. Цифровая модель бессмертна, а значит, можно быть уверенным, что наша история не уйдет в забвение, о ней всегда будут помнить и обращаться к ней за новыми знаниями.

Дарья КРАМОРЕВА
Автор
Made on
Tilda