«Учиться в дизайне нужно всегда»
Выпускница ФДиТ Анастасия Никитина рассказала, как стала частью дизайнерского комьюнити АмГУ и основала свою студию
11 лет назад Анастасия Никитина получила диплом Амурского госуниверситета и открыла свою дизайн-студию. Первый бизнес, организованный вместе с подругой-дизайнером, выдержал кризисы, уход одного из создателей и стал семейным. Сейчас Анастасия работает в своей студии LiS вместе с супругом. О своём деле, интересных проектах и жизни отдельного дизайнерского мира в стенах нашего вуза Анастасия Никитина рассказала нашему корреспонденту.
Студия LiS
Дизайн заинтересовал Анастасию, ещё когда она училась в школе. В 8 классе потребовалось выбрать, чем заниматься в учебно-производственном комбинате. Школьникам предлагали курсы по экономике, юриспруденции, ведению домашнего хозяйства, а также курс по рекламно-оформительской работе, на который и записалась Анастасия. А потом была дорога в шесть лет по направлению «Дизайн» в Амурском госуниверситете и неизвестность после диплома, которая дала толчок.

– Все началось в 2011 году, когда я и моя подруга, с которой мы познакомились на практике, получили дипломы, – вспоминает Анастасия.

В компании, в которой они проходили практику, девушек обещали трудоустроить, но этого не случилось. И Анастасия с подругой Еленой поняли, что им нужно организовывать свою студию. Сразу после открытия появился первый небольшой заказ, который позволил им арендовать маленькое помещение и купить необходимую для работы мебель.

– Проработали мы около трёх лет, потом у Елены появилось желание поменять род деятельности, и студия осталась у меня, – продолжает Анастасия.

Как признаётся дизайнер, были времена, когда она работала в одиночку, но студию не закрывала. Со временем удалось собрать надёжный коллектив. На помощь пришёл супруг Анастасии, который стал частью команды.

Сейчас студия занимается проектированием жилых и общественных интерьеров, малой архитектуры – домов и коттеджей до трех этажей, ландшафтным проектированием, а также комплексной проработкой бизнеса – от брендинга до нейминга.

– Мы занимаемся и комплектацией, и авторским надзором. Мы не просто проектируем, мы реализуем. Стараемся все наши проекты доводить до результата, если это нужно клиентам, и у нас хватает рабочих рук и ресурсов, – делится дизайнер.

Среди крупных реализованных её студией проектов Анастасия вспоминает ребрендинг сети пекарен «Синица», а также разработку концепции палеонтологического музея.
Готовьтесь учиться
– Важно, чтобы студент учился, был готов брать информацию. В АмГУ хорошая школа. Мы учились шесть лет: было много разных дисциплин. Изучали и материалы, и макетирование, и живопись, и композицию, и цветоведение, и разные техники декоративно-прикладного искусства, и столярное мастерство. Всё это развивает тебя, учит комплексному подходу: не просто придумать, а понять, как ты это сделаешь, – поясняет Анастасия.

Девушка признаётся, что в вузе ей не хватало времени, но она старалась впитывать максимум знаний.

– Каждый урок пригодится, нужно только понимать, чему он учит. Отмывка (Техника акварельной живописи и проектной графики, при которой наполненная колером кисть отмывается об бумагу. – Прим.ред.) учит аккуратности и пониманию, как на тона раскладываются цвета. Хотя, на первый взгляд, где в работе дизайнера может пригодиться отмывка? Нужно смотреть глубже. И так можно разобрать каждый предмет, всё пригодится, – рассуждает дизайнер.

К таким выводам девушка пришла со временем. В студенчестве об этом не сильно задумывалась, просто учиться было интересно. Кстати, изучать дизайн девушка продолжает и по сей день.

– Учиться в дизайне нужно всегда. Мы живём в непростые времена. Стране нужны хорошие предметные дизайнеры и производственники. Нужно создавать не только красивую, но и функциональную среду, – отмечает выпускница.
Дизайнерское комьюнити корпуса № 4
– У нас была сплочённая группа. Когда я попала в институт, мне казалось, что я попала в свою атмосферу. Вокруг было много классных людей. Наша большая группа состояла из 24 студентов. У нас была крутая тусовка: все общались, отдыхали и веселились вместе и помогали друг другу с проектами. С одногруппниками мы до сих пор общаемся, встречаемся и ездим на выставки, – рассказывает Анастасия Никитина.

Во внеучебной жизни вуза дизайнеры тогда участвовали мало. Он жили в своем отдельном мирке – корпусе № 4. Сейчас в этом здании размещается детский сад, а ФДиТ переехал в главный корпус, но в 2000–2010-х годах это был не просто отдельный корпус, это был дом дизайнерского комьюнити, в которое входили студенты и преподаватели.
– Сейчас на факультете остался основной костяк преподавателей. И каждого вспоминаешь по-своему. Елена Борисовна Коробий – хороший педагог и талантливый архитектор. Она приходила и зажигала нас: «Летайте, изучайте, фантазируйте, не ограничивайте себя!» И от неё мы чувствовали отклик на свои работы, когда делали что-то стоящее. Была и критика – всегда по сути, и дельные советы. Вспоминается Олег Владимирович Корнеев. Он – практик, талантливый, с чувством юмора, и его методы преподавания отличались. Проектировать с ним загородный дом было удовольствием. Евгения Андреевна Гаврилюк вела начертательную геометрию. Я очень любила этот предмет и подход к нему преподавателя: она подробно всё разъясняла и давала жизненные советы, – вспоминает выпускница.

У студентов ФДиТ тогда была одна проблема – нехватка времени. Хотелось и отдохнуть, и погулять, и родителям помочь, а ещё нельзя было от программы отставать, поэтому приходилось чем-то жертвовать и находить компромиссы.

– На нас преподаватели ставили эксперименты, – шутит Анастасия. – Иногда нагружали нас и смотрели, сможем мы справиться с этим или нет. А выбора у нас не было, приходилось вывозить.

Практику Анастасия проходила в компании «Русский проект». Её туда пригласил Сергей Пономарёв – дизайнер, который учился на два курса старше. Они вместе входили в актив ФДиТ. Там Анастасия получила много прикладных знаний, особенно в 3D-моделировании, что помогло ей хорошо окончить вуз и сдать все проекты.
Идея, от которой загорелись глаза
Анастасия очень долго не могла определиться с темой дипломной работы. Нужно уже приносить планы, определиться с помещениями и прорабатывать стиль, но идея так и не приходит в голову. Она обошла кучу заводов и предприятий и остановила свой выбор на кондитерской фабрике «Зея».

– Проект мы должны были сделать с привязкой к существующему объекту, но всё же свой. Я выбрала фабрику «Зея»: на тот момент она была кондитерской, но я делала проект шоколадной фабрики. Делала диплом взахлёб. Я люблю работать объемами, конструктивными решениями. Декор для меня второстепенен, да, он важен, он завершает образ, создает настроение, персонализирует, но я люблю конструкции. Я построила все цеха, сложно было найти 3D-модели, чтобы сделать цеха и классный дизайн. Я сделала комплекс: шоколадная фабрика с кафе, спа-комплексом, музеем. Для вдохновения смотрела фильм «Чарли и шоколадная фабрика», много читала, – вспоминает дизайнер.

На защите Анастасия показала не всё сделанное в рамках диплома, но это не помешало ей получить заслуженное «отлично». Саму защиту Анастасия помнит смутно.

– У меня она проходила в состоянии аффекта. Мне кажется, что рассказывала я не очень хорошо, но на вопросы ответила отлично. Это я сейчас понимаю, что я человек формата Google: мне важно ответить на вопрос. Но для меня, конечно, это была стрессовая ситуация, – делится выпускница.
«Ищите то, что откликается у вас»
В конце беседы Анастасия дала совет ребятам, которые выбрали для себя дизайн как сферу, в которой хочется развиваться.

– В 2011 году было благоприятное время для создания студии. Сейчас конкуренция выше. А тогда подобных студий практически не было. Сейчас другие возможности. Фриланс и удаленная работа стирают все границы, и молодые дизайнеры могут себя не ограничивать каким-то регионом. Ничего не нужно бояться. Выбирайте свой путь и не смотрите на кого-то, – порекомендовала руководитель дизайн-студии.

А совет поступающим в вуз от Анастасии: «Ищите то, что откликается у вас. Вы живёте во время очень большого информационного шума, очень сложно сразу найти баланс между внутренними желаниями и внешним миром, но это возраст ошибок, которые потом станут опытом. Если нет жгучего желания, учиться и развиваться в этой сфере будет сложно. Не важно, какой вы степени одаренности, этот показатель всегда можно улучшить. Главное – желание».
Диана АРАКЕЛЯН
Автор
Made on
Tilda