Шесть молодых профи
Студенты АмГУ на равных сразились со студентами топовых вузов страны и попали в число медалистов, победителей и призёров
Шестеро студентов АмГУ показали высокий уровень знаний в шестом сезоне олимпиады «Я – профессионал». Ребята вернулись с одной бронзовой медалью, пятью дипломами победителей и с одним дипломом призёра. Студенты проверили свои способности и получили возможность стажироваться в крупных компаниях, а один из них выиграл крупную денежную сумму. В этом тексте ребята делятся впечатлениями и опытом подготовки.
Немного статистики
Всероссийская студенческая олимпиада «Я – профессионал» – один из первых проектов платформы «Россия – страна возможностей». Цель проекта – выявить компетентную молодёжь и создать кадровый резерв России. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. По данным официального сайта олимпиады, всего на сайте зарегистрировалось 669 794 участника.

В шестом сезоне участники могли проявить себя в одном/нескольких направлениях из предложенных семидесяти трёх, объединённых в десять тематических групп: естественные науки, вооружение и военная техника, социально-экономические науки, педагогические науки, искусство и гуманитарные науки, медицина и здравоохранение, компьютерные науки, агропромышленный комплекс, инженерные науки и технологии и физическая культура. Каждый год список направлений пополняется.

В этом году наш регион представляли 367 талантливых студентов, из которых во второй тур прошло 82 участника. В АмГУ лучшими стали шесть финалистов: Алексей Хмелёв (ФМиИ, бронзовый медалист), Ярослав Аргунчицев (ЮФ, победитель), Анна Бурханова (ФФ, победитель), Виталий Торопчин и Татьяна Чекалова (ИФФ, победители), Ольга Карелина (ЭФ, призёр).
Что получают победители?
Олимпиада «Я – профессионал» предоставляет медалистам, занявшим первое – третье места, денежные премии в размере от 100 до 300 тысяч рублей! Причём первое место занимает лишь один участник, набравший максимальное количество баллов в своём направлении.

Другие призы достаются всем лучшим участникам (от медалистов до призёров): стажировки в крупных российских компаниях, дипломы, дающие дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы страны, а также доступ к данным Центра развития карьеры «Я – профессионал». Если нужной стажировки на данный момент на сайте нет, финалисты всегда могут написать о желаемом месте трудоустройства организаторам на почту – и те сделают всё возможное, чтобы договориться с потенциальным работодателем.

Помимо наград участникам предоставляется возможность оценить свой уровень знаний, умений и навыков, понять, достаточно ли сформированы их профессиональные компетенции.
Как студенты АмГУ к олимпиаде готовились…
…и готовились ли они вообще?
– Конкретно к олимпиаде я не готовился, необходимые знания накапливались в процессе учёбы в вузе и самостоятельного обучения, – признался Алексей Хмелёв.

Он узнал об олимпиаде «Я – профессионал» ещё в 11 классе и за время обучения в университете поучаствовал в ней дважды.

Ярослав Аргучинцев также решил дополнительно не готовиться:

– По опыту первого участия я понимал, что прохождение отборочного этапа будет зависеть от моих общих знаний по специальности, и их должно быть достаточно, чтобы выйти в заключительный этап, поэтому целенаправленно готовиться не стал.

– Процесс подготовки проходил с начала моего обучения в АмГУ, – уверенно заявила Татьяна Чекалова, для которой проект «Я – профессионал» был в новинку. – Та база, которую нужно знать для участия в олимпиаде, даётся нам на занятиях.

– Сложно готовиться к чему-либо требующему творческого подхода, – поддержал девушку Виталий Торопчин. – Специфика конкурсных заданий технической направленности предполагает нестандартные решения, которые базируются на анализе самого широкого массива фундаментальной и практико-ориентированной информации. Для решения олимпиадных заданий вполне хватает академических знаний, получаемых в университете, оригинальность же этих решений – скорее вопрос общей эрудированности.

Виталий добился столь высоких результатов несмотря на то, что это была для него первая проба. О проекте он узнал на официальном сайте АмГУ в сентябре 2022 года.

А что скажут участники, решившие перестраховаться?

Некоторые студенты действовали более осторожно. Так, Анна Бурханова рассказала, что на её направлении «Педагогическое образование (основное)» конкурс проходил в три этапа, и ко всем трём она готовилась.

– Как минимум, мне необходимо было составить план-конспект дистанционного урока в полуфинале, что невозможно было сделать без предварительной подготовки. В заключительном этапе нужно было разработать подробный план педагогического эксперимента, чем я вообще никогда не занималась, поэтому, конечно, пришлось ознакомиться с новой деятельностью, – поясняет студентка. – Однако я всё равно подготовилась не так хорошо, как могла бы, поскольку олимпиада играла малую роль в моей жизни, я уделяла ей время в перерывах между учёбой, работой, написанием диплома и жизнью активиста. Думаю, в следующем году я приложу больше усилий.

Ольге Карелиной на первых порах тоже было не до олимпиады.

– Отборочный этап проходил в ноябре прошлого года, на тот момент у меня был весьма плотный график: параллельно проходили две конференции и две олимпиады, а также была моя личная подготовка к жизненно важному мероприятию. Исходя из этих фактов, особой заинтересованности в усиленной подготовке к отборочному этапу у меня не было, хотя организаторы олимпиады рекомендовали много полезной литературы. К полуфиналу и финалу я готовилась серьёзнее: разбирала демоверсии, консультировалась с преподавателями, – рассказала участница олимпиады.

Топ-6 запоминающихся заданий, попавшихся студентам
Алексей Хмелёв («Математическое моделирование»): Задачи на моделирование дебита нефтяной скважины и образования газогидратного слоя на границе соприкосновения метана и воды были примечательными, поскольку приходилось дополнительно изучать физическую составляющую этих процессов.

Ольга Карелина («Экономическая безопасность»): Большой кейс с теоретическими и практико-ориентированными заданиями в области финансовой безопасности, фондового рынка и ценных бумаг.

Виталий Торопчин («Химическая технология» и «Нефтегазовое дело»): Решение проблемы очистки отходящего газа производства стирола от содержащихся в его составе ароматических углеводородов. Решение данной проблемы может быть рассмотрено как основа для модернизации профильных отечественных производств, оно актуально, поэтому достойно всеобщего внимания.

Анна Бурханова («Педагогическое образование «основное»): Анализ списка класса и исходных данных на предмет изменения текущей успеваемости, взаимоотношений в группе и предвзятости учителя. Мне запомнилось это задание, поскольку ученики в этом списке были учениками школы волшебства «Хогвартс». Представляете, в этой Вселенной у Гермионы оценки были не самые лучшие.

Ярослав Аргучинцев («Юриспруденция»): Юридическая характеристика, описанной в задании ситуации.

Татьяна Чекалова («Химическая технология»): Защита кейса. Эксперты всегда очень тактично указывают на твои недостатки. Они стараются направить тебя, порой даже раскрывают какие-то маленькие секреты из промышленных процессов. Ты чувствуешь отдачу, и поэтому ещё больше хочется участвовать в этой олимпиаде.
Где проходил финал олимпиады?
У каждого студента была индивидуальная ситуация касательно финала «Я – профессионал». Кому-то удалось побывать в других городах, а кто-то выполнял задания в дистанционном формате. Всё зависело от вузов-организаторов и их решения, будет финал проходить очно или нет, устраивать ли участникам культурно-образовательную программу, сколько дней будут проводиться заключительные испытания.

Но если заключительный этап и проводился дистанционно, то обязательно либо в формате видеоконференции, либо с прокторингом. Так, в онлайн-формате прошли состязания у Алексея, Ярослава, Татьяны и Виталия.

У Ольги финал прошёл в Орле, проводил испытания Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. В течение четырёх дней участники погружались в культурно-образовательную программу – от мюзиклов и экскурсий до семинаров от представителей Ассоциации развития финансовой грамотности.

У Анны финал тоже был очным, его проводил Московский городской педагогический университет. Дополнительной программы для участников предусмотрено не было, зато осталось немного свободного времени, чтобы погулять по столице.
Как насчёт советов для будущих участников олимпиады?
1) Помни про тайм-менеджмент (Ольга Карелина).

Для меня не было слишком сложных или слишком лёгких заданий. Однако я смогла бы более подробно разобраться с заданиями, если бы было выделено больше времени на решение.

2) Думай об эффективности предлагаемого решения (Виталий Торопчин).

Задания технологического характера максимально приближены к реальным условиям и проблемам действующих производств, поэтому эффективность предлагаемых решений должна быть доказана в различных аспектах – технологическом, экономическом, экологическом и иных.

3) Обязательно апеллируй (Анна Бурханова).

Для меня ситуация с оцениванием обернулась серьёзной проблемой, когда два эксперта за один и тот же критерий поставили мне минимальный и максимальный баллы. Как это могло произойти? – пронеслось в моей голове. Однако нет проблемы, которую нельзя было бы не решить подачей апелляции. Если ваши жалобы обоснованы, ситуация разрешится в лучшую сторону, ведь все испытания записывают видеокамеры.

4) Будь увереннее (Ярослав Аргучинцев).

После перепроверки всегда закрадываются мысли о неправильности изначального ответа, и после очередного исправления совершаются ошибки, влияющие на итоговый балл.

5) Делай визуально понятную презентацию (Татьяна Чекалова).

Если решение интересное, а презентация неясная, эксперты могут просто не понять, в чём была твоя идея.
Итак, после стольких пройденных испытаний посоветовали бы наши финалисты студентам АмГУ принять участие во Всероссийской олимпиаде «Я – профессионал»?
Алексей: Однозначно да, так как участие даёт полезный опыт, а призовые места позволяют поступить в магистратуру многих вузов более простым путём, открывают доступ к порталу стажировок компаний по всей России и дают возможность получить денежные премии.

Ольга: Да, я обязательно советую принять участие в данной олимпиаде! Не только ради проверки своих умений, знаний и навыков. Участие в данном проекте важно для получения огромного количества эмоций, впечатлений, новых связей и знакомств, оно даёт возможность попутешествовать и открыть для себя новые места и горизонты.

Виталий: Участие в олимпиаде «Я – профессионал» представляет собой отличную возможность проверить свое силы и практические возможности в решении заданий, основанных на действительных проблемах существующих производств. Для студентов, желающих углубить теоретические познания и вывести их в практическую плоскость, олимпиада «Я – профессионал» является безусловной возможностью дальнейшего совершенствования.

Татьяна: Финал в моём направлении проходил в формате решения кейса, который позже мы защищали перед экспертами. Уже сам процесс защиты обучает, ведь ты узнаёшь много нужной информации, которую вряд ли найдёшь в открытых источниках.

Каждый участник нашёл в олимпиаде «Я – профессионал» свои смыслы и идеи. Если ты, студент, ещё сомневаешься, стоит ли участвовать в проекте, советуем придерживаться одной небезызвестной пословицы: «Не попробуешь – не узнаешь». Удачи в следующем сезоне!
Анна БУРХАНОВА
Автор
Made on
Tilda