Приятный бонус
Одна из победительниц олимпиады «Я – профессионал» Анна Бурханова получила шанс побывать на форуме в СПбГУ
Во время участия в олимпиаде «Я – профессионал» можно не только получить денежную премию, попасть на стажировку в топ-компании страны и блеснуть интеллектуальным потенциалом, но и посетить образовательные форумы, проходящие во всех уголках нашей страны. О своём опыте участия в социогуманитарном форуме, организованном СПбГУ, рассказывает наш корреспондент Анна Бурханова.
Как форум выбирала я
Говоря откровенно, на форум, идеально подходящий под направление моей деятельности, я не попала, потому что… потому что прозевала дедлайн.

«Да и капут с ним, – решила я. – Что, форумов в этой стране мало что ли?» Но оказывается, по специальности «Педагогическое образование» в ближайшее время ничего не намечалось, поэтому я решила податься в смежные сферы – что-то лингвистическое или гуманитарное хотя бы. Так мне попался на глаза социогуманитарный форум, проходящий в культурной столице нашей страны – в Санкт-Петербурге. «Была не была! Улетай, заявочка моя!» – так начался путь в мир знаний, знакомств и 12-часового перелёта.
Как форум выбирал меня
По чьему-нибудь хотению и щучьему велению взять никого не могут. Тут нужно подходить с толком, чувством, расстановкой.

Во-первых, форумы проходили в рамках олимпиады «Я – профессионал», поэтому побывать на образовательных заездах могли лишь участники проекта.

Во-вторых, форум выбирает тебя, а не ты его. Организаторы смотрят, в каких направлениях олимпиады ты участвуешь (странно ехать на форум для инженеров, когда выбрал треки филологии и лингвистики), какая у тебя мотивация для посещения данного форума, чем ты сможешь быть полезен для себя, своей среды и участников данного заезда.

Влияет ли победа в олимпиаде на результаты рассмотрения твоего дела? Навряд ли. Большинство форумов проходит задолго до того, как начинают подводить итоги текущего сезона проекта «Я – профессионал».

Влияют ли работа/учебные достижения/волонтёрство/прочие активности на получение согласия от организаторов? Точно да. Но нужно это красиво и грамотно подать.

Чтобы попасть на образовательный социогуманитарный форум, мне предстояло указать следующую информацию: сведения о профессиональной подготовке, сведения об успехах и достижениях в избранной области, аргументированное указание причин участия в форуме, сведения об участии в социально значимых и научных проектах. Эти пункты можно учесть для написания мотивационного письма на следующий год, однако организаторы пообещали полностью пересмотреть содержание отборочного этапа на их форум.
Как туда добраться?
Санкт-Петербург для нас, благовещенцев, прекрасен и ужасен одновременно. Все мы понимаем плюсы посещения этого города, но не всегда видим минусы. А они значительные: Питер находится на другом конце страны, и без пересадок туда не доберёшься. Билеты дорогие. Проживание, питание и образовательно-культурную программу оплачивает вуз, принимающий участников форума, а вот дорогой должна была озаботиться отправляющая сторона. АмГУ в который раз выручает своих студентов: всё оплатил, напутствие напоследок дал, и вперёд, пробовать силы на форуме!
Образовательная программа
Форум проходил в течение шести дней (включая дни заезда и отъезда). Организаторы оплатили проживание в те дни, когда у нас не было программы.

Работа форума велась по трём трекам: филология/лингвистика, социогуманитарные науки, юриспруденция. Я была зачислена на первое направление. Ежедневно с 10:00 до 21:00 мы посещали лекции от преподавателей СПбГУ и приглашённых гостей, разбирали, что такое парсеры, чем опасен чат-бот GPT, зачем нужна лингвистическая экспертиза и как нужно программировать эмоциональных роботов.

Скрывать не стану – лекции сильно напоминали типичные пары в университете. Полтора часа информации, десятиминутный перерыв и очередной поток нескончаемых знаний затягивал в водоворот студенческих будней.

Такой формат работы позволял оценить форму проведения занятий и подачу материала в разных университетах и решить для себя, есть ли существенные различия между образовательными учреждениями, да и вообще регионами. Однако, как сказала Джинджер из мультфильма «Как говорит Джинджер», нам просто кажется, что трава зеленее у соседа в саду. Разницы нет никакой. Разве что к нам на Дальний Восток гости приезжают редко. Но мы самодостаточный и гостеприимный народ. Всех всегда приглашаем, но и сами в принципе справляемся.
Замкнутый круг для неопытных сотрудников
Чтобы вы не заскучали на непрофильных лекциях, я дам вам щепотку универсальных знаний, полезных для всех специалистов.
Начнём с небольшого вступления.
Валерия Касамара, руководитель проекта «Я – профессионал», о проблемах трудоустройства молодого поколения
Когда она вошла в комнату, я и не поняла сначала, что за человек передо мной стоит. Исследователь. Естествоиспытатель. Профессионал. Валерия Касамара ещё на старте олимпиады хотела проверить гипотезу о замкнутом круге.

У студентов есть проблемы с поиском работы, поскольку они юны и неопытны. А опыт они не могут получить, поскольку их не берут на работу. Многие погрязли в размышлениях об этом очевидном конфликте, однако ситуация на рынке труда вырисовалась немножечко другая. Это стало очевидным после первого сезона проекта «Я – профессионал».

Из 2030 дипломантов на вопрос «Хотите ли вы пойти стажироваться?» ответили чуть больше тысячи, остальные никак не отреагировали на это письмо.

– Мы встретили две диаметрально противоположные ситуации. С одной стороны, у людей завышенная самооценка при отсутствии опыта. С другой стороны, есть случаи заниженной самооценки. Предложение интересно претенденту, но он отказывается, думая, что не соответствует. И дабы не доставить душевной боли ни себе, ни работодателю, просто сходит с дистанции, – поясняет Валерия.

Затем для меня было ещё одно открытие: взгляды подрастающего поколения на то, какой должна быть работа, совершенно иные, не такие, как у старшего поколения.

В итоге перед организаторами возникла новая задача – гармонизировать представления работодателей и молодых специалистов друг о друге.
X, Y, Z характеристики разных поколений
  • Поколение X (дети СССР)
    1) Надеются только на себя, нет доверия к власти и работодателям
    2) Склонны к разумному использованию денег и накоплению
    3) Тяга к роскоши и престижу как элемент компенсации низкого уровня жизни в молодом возрасте
    4) Наличие качественного образования в части теоретической подготовки, однако при отсутствии повышения квалификации знания могут считаться устаревшими
    5) Хорошо владеют современными технологиями, постоянно используют ресурсы сети Интернет, но также читают газеты, журналы, книги
  • Поколение Y (дети перестройки)
    1) Гибкость мышления
    2) Высокий уровень инфантильности и фокус на личном комфорте
    3) Склонность к инвестированию и накоплению
    4) Высокий уровень личных и профессиональных амбиций
    5) Стремление к изучению новых технологий как естественный процесс
  • Поколение Z (нынешние студенты)
    1) Рассеянное внимание и клиповое мышление
    2) Склонность к гедонизму как философии жизни в удовольствие
    3) Ранняя материальная независимость, которая развивается в силу возможности с юных лет зарабатывать деньги в интернете
    4) Склонность к самообразованию и отрицание «официального» образования 5) Технологии – базовые условия, необходимые для жизни
Так что же нужно молодым специалистам
Из выступления Валерии Касамары можно сделать вывод о том, что у меня и моих ровесников такой список потребностей: отсутствие стресса и комфорт в коллективе и рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток; возможность сторонней самореализации, а значит, при выборе «работа-жизнь» чаша весов склоняется в пользу жизни; осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина.

Наши потребности вступают в конфликт с ожиданиями работодателей. Ведь они вспоминают свою молодость, когда риск был желаннее стабильности, когда работа заменяла личную жизнь и когда люди не боялись шагнуть навстречу вызовам. Они – кактусы, взращённые в суровых условиях пустынь. Мы же тепличные цветы, пересаженные в домашний сад под дуновения ветра. И хотя мы такие разные, нам нужно научиться сосуществовать.
Культурно-развлекательная программа форума
Понимая, что многие участники прибыли в Санкт-Петербург впервые, организаторы провели экскурсии по значимым местам города. Днём мы прогуливались по литературным местам, посещали Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина, музей В.В. Набокова, вечером играли в «Что? Где? Когда?», учились китайской каллиграфии и играли в настольные игры. В последний прощальный день организаторы устроили нам дискотеку и даже сами присоединились к нам! Вот это называется «клиентоориентированность»!
История с китаеведами
Когда девушки, проводившие нам мастер-класс по каллиграфии, узнали, что я не просто с Дальнего Востока, а прямиком из Благовещенска, ближайшего соседа Китая, они бурно начали расспрашивать меня обо всём.

«Вы все, наверное, хорошо знаете китайский?» – восхищённо спросила меня одна из них.

«Ну, как хорошо… Ни хао да сесе… Ещё понимаем, что значит «рублей пятисота, пятисота рублей стоит». И торгаши мы, конечно, хорошие. Сразу понимаем, что цены на рынке ненастоящие, они уже с наценкой, да ещё какой. Можно смело сбавить половину, а там уже посмотреть, как разговор склеится».

Ещё у них маласянь не сыщешь. Так что не забудьте захватить с собой сувенирчики, когда уезжаете в другие регионы страны.
Повод полюбить карму
Как же я удивилась, когда узнала, что организаторы подготовили нам конкурсные задания. Выполнять их было необязательно, но хотелось проверить свои силы и выиграть небольшой сувенир из Питера.

Во время награждения победителей произошла одна интересная ситуация: мы со знакомой из Ярославля сели на наш любимый первый ряд. Моя соседка по комнате подбежала ко мне и сказала, мол, тут сидеть нельзя, эти места для гостей. Хорошо, мы пересядем, какие проблемы.

Затем мы заметили, что гостей никаких там не было, но туда уселись моя соседка и прочие участники.

«Ничего, – сказала я своей знакомой (звали её Арина). – Вот увидишь, нас ещё на сцену вызовут, награждать будут».

Всё это было сказано в шутливой манере, потому что мне было ясно, что произошло недоразумение. Моя соседка была замечательной, но частенько становилась источником возникновения недопонимания.

«Карма, Арина, карма! Она сделает своё дело».

И что же вы думаете? Мы обе победили! Было смешно, потому что мы правда не ожидали. Участников было много (по заданию конкурса нужно было написать рецензию на книгу), а победителей всего три. Я потом весь вечер подкалывала свою соседку (потому что заслуженно). Еще один повод любить карму.
Проверь свои силы!
Ниже представлено второе конкурсное задание, которое вызвало большие затруднения у участников ввиду ограничений по времени и в принципе «запарности» процесса. Но может ты, студент, расколешь его как орешек?

1) Проведите разбор предложений в терминах грамматик зависимостей и непосредственно составляющих:

Сегодня мы вернёмся в отель поздно вечером;

На форум были приглашены лучшие студенты и аспиранты;

В этот момент на площади проходил весёлый карнавал.

2. Для этих предложений проведите морфологический разбор при помощи системы TreeTagger (или с использованием её тегов);

3. Приведите примеры агентивного, аппозитивного и присвязочного отношений.

Если ты справился с заданием, поздравляю! Этот форум ждал только тебя!

Если нет, смотри: мы только что выявили пробелы в твоих знаниях. Быстрее подтягивай, пока не наступил следующий сезон конкурса «Я – профессионал»!
Анна БУРХАНОВА
Автор
Made on
Tilda