«Днём я лингвист, а по ночам снимаю кино»

Корреспондент «Амурского университета» рассказывает, как поучаствовала в летнем кинокампусе в Москве
Привет! Меня зовут Маша Кучма. Пять лет я пишу в «Амурский университет» и сейчас впервые буду рассказывать не о ком-то, а о себе. А точнее – о своём опыте участия в кинокампусе «Каток и скрипка» от киношколы TheOneFilm. Я развею всю романтику кино и расскажу правду о съёмках с нервными срывами, недосыпами и даже с проблемой с полицией.
Меня утвердили!
О кинокампусе я узнала в социальных сетях: киношкола TheOneFilm принимала заявки на участие в творческой лаборатории. Я не раздумывая решила попробовать. Когда оформляла заявку на участие, могла выбрать должность: режиссёр, исполнительный или линейный продюсер, администратор, координатор, художник-постановщик... Я как новичок решила остановиться на вариантах из административной части. Мне хотелось вникнуть в съёмочный процесс, изучить изнутри, как работают все отделы.

Спустя несколько недель мне пришло на почту приглашение в Москву. Утвердили меня на должность координатора. В мои задачи входил контроль всей съёмочной группы (чтобы все вовремя появлялись на площадках), решение конфликтных ситуаций, работа с договорами и многое другое. Но в итоге, оказавшись на площадке, я погрузилась и в другие задачи: помогала скрипт-супервайзеру (Скрипт-супервайзер – ассистент режиссёра по работе со сценарием. – Прим. ред), гримёрам, костюмеру и появилась в кадре в массовке.
«Явление» сблизило нас
Во время кинокампуса мы отсняли четыре короткометражные ленты. Первый фильм – «Явление» –  рассказывает, как профессор этнологии пытается пережить развод при помощи алкоголя. К нему является мужичок, который представляется его домовым.

Съёмки длились два дня, это были ночные смены в двухэтажной квартире, которую предоставила семья. Это удивительные люди, которые решили довериться съёмочной команде. За два дня квартира обрела новый облик, заполнилась реквизитом. Атмосфера была невероятная! Правда, из-за огромного количества людей было душно и тяжело. В закрытых помещениях сложно снимать, поэтому на больших проектах стараются минимизировать количество людей на площадке. Балкон стал у нас местом спасения, где можно было перевести дух.

Съёмки прошли благополучно, хотя оператор приехал на семь часов позже, так как опоздал на поезд. Для съёмок критичны такие серьёзные подвижки по времени, они сильно бьют по процессу. Но в этот раз всё сыграло на руку: за это время команда и режиссёр смогли полностью организовать рабочее место и подготовить актёров. За время работы съемочная группа стала семьёй. «Явление» сблизило нас.

Первая лента удалась, несмотря на изначально сыроватый сценарий. В профессиональном кино это недопустимо, но в рамках учёбы можно пойти на такие риски. Профессионализм режиссёра и команды спас ситуацию, и итогом стал хороший результат. Сейчас ленту ждёт монтажная склейка, переозвучка некоторых моментов, далее фильм будет участвовать в фестивалях.
Слёзы продюсера
Второй проект – «Улыбайся». Это история про инфоцыгана, который считал, что улыбка способна спасти мир. Съёмки проходили на разных локациях. Мне они запомнились больше всего, так как для них была задействована реальная скорая помощь, было множество реквизита, костюмов, а для одной сцены даже заказали золотистый гроб. Собственно, о нём. Площадка находилась в одном из жилых комплексов. В кадре люди в разноцветных плащах с улыбками на лицах несут гроб. Не найдя человека, который согласился бы, чтобы его фотография участвовала в похоронах, режиссёр решил использовать своё изображение. Массовка двигалась вперёд, люди несли гроб и фотографию режиссёра.

И тут начались неприятности. Съёмки на этой локации были согласованы, и мы должны были снять сцену с гробом и с полицейскими. Но всё пошло не по плану. Кого-то из жильцов напугало, что в воскресный день во дворе разгуливает толпа с гробом. Пожаловались управляющему, который вскоре приехал и устроил скандал. Решать его пришлось хрупкой девушке – линейному продюсеру. Это должность ответственная, она требует сосредоточенности и стрессоустойчивости. Но ситуации бывают разные, в этот раз накал эмоций был сильный – продюсера довели до слёз.

Пока мы ждали приезда реальной полиции, режиссёр и вся съёмочная команда пыталась доснять сцены, ведь количество смен утверждено, и нужно укладываться в тайминг. До приезда полиции удалось всё отснять. Продюсера увезли, а съёмочная группа, не успев сложить аппаратуру, попала под ливень. Камеры накрывали реквизитом, буфет судорожно пытались перевезти в укромное место. Кто-то бежал до прицепа гримвагена, а те, кто не успел, прятались под деревьями. День выдался максимально сложным. Но несмотря на все шероховатости фильм отсняли удачно.

Интересно было пообщаться на каждой площадке с приглашёнными креативными продюсерами. На «Улыбайся» это был Александр Цой – звезда фильма «Легенда о Коловрате». Он давал советы и направлял команду во время всего процесса съёмок.
Бессонные ночи на «Бессоннице», и как я попала в массовку
Третий фильм – «Бессонница» – с бытовой историей: семейная пара ссорится из-за измены, которой на самом деле не было. Съемки проходили в лофте, и там было потрачено больше всего нервов. В день Х не хватило нужного реквизита, не были утверждены все актеры. Всё было плохо организовано, но в результате удалось создать прекрасную историю. Во главе с режиссёром Егором Чичкановым команда настолько оперативно влилась в процесс, что все проблемы решались молниеносно и легко.

А самым сложным проектом, где удалось в полной мере ощутить масштаб кинопроизводства, оказалась картина «Минералку» – история о том, как офисный пьяница после неожиданных поворотов в жизни перестаёт пить. Съёмки проходили ночью, за это время нужно было полностью изменить помещение. Одну из ведущих ролей исполнил актер Михаил Сафронов, игравший в сериалах «Закрытая школа», «Кухня» и других. На площадке царил творческий хаос, смена была до самого утра. Все не спали больше суток и были максимально уставшие, но довольные тем, что всё получилось. Со стороны это может казаться чем-то романтичным и весёлым. Отчасти так и есть, но это также тяжёлый моральный и физический труд.

На каждом проекте торжественно разбивали тарелку. Мне на память остался кусочек с моей фамилией, что для меня знаково. На следующем кинокампусе я хочу попробовать себя в роли скрипт-супервайзера, а также предложить свой сценарий для короткометражки.
Мария КУЧМА
Автор
Made on
Tilda