«Блогеры мимикрируют под журналистов»

Гендиректор СМИ, видеоблогер и специалист в сфере законодательства рассказали о том, чем различаются журналист и блогер

XXI век – время, когда медиаперсоны пользуются авторитетом наравне с официальными СМИ. Согласно проведённым в 2023 году исследованиям компании Rambler&Co, 49% населения России доверяет журналистам, а 51% – блогерам. С чем связана такая напряжённая борьба и почему блогеры побеждают, можно ли считать журналистскую и блогерскую деятельность равноправными, расскажет газета «Амурский университет».
«Их нельзя сравнивать»: мнение специалиста
Доцент АмГУ Алёна Блохинская, преподающая дисциплину «Правовые основы журналистики», даёт комментарий по этому поводу.

– В современном медиапространстве журналисты и блогеры сосуществуют одновременно. Но их нельзя сравнивать друг с другом. Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, которое связано с ним трудовыми или иными договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию, – объясняет Алёна Владимировна.

Кроме того, журналист – это профессионал, чья работа проходит под контролем множества нормативно-правовых актов.

– Есть Федеральный закон «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О рекламе» и другие, – перечисляет преподаватель.

Эти законы говорят о многом: о недопустимости цензуры, запрете на скрытое воздействие на подсознание людей, о независимости от государственных органов и других заинтересованных лиц и так далее. Есть в законах и более конкретные требования: запрет на публикацию фото и видео с несовершеннолетними без разрешения их родителей, способов совершения самоубийства, призывов к совершению самоубийства и многого другого.

– Что касается блогеров, российское законодательство не содержит специальных норм относительно блогерской деятельности, в целом рассматривая блогеров как рядовых граждан. В настоящее время акцент смещается на правовой статус социальных сетей, – говорит Алёна Владимировна.

В 2014 году в российском законодательстве была предпринята попытка регламентировать правовой статус блогеров (ст. 10.2 Закона об информации).

– Блогером признавался владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещалась общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составлял более 3 000 интернет-пользователей. Были прописаны обязанности блогера и его права. В 2017 году нормы закона о блогерах отменили, – рассказала преподаватель АмГУ.

Следовательно, с юридической точки зрения СМИ и журналисты действуют согласно специальным законам. А блогеры приравниваются к обычным гражданам.
«Журналисты лишились доверия»: мнение блогера
Студент факультета дизайна и технологии АмГУ Антон Черноок занимается блогерством: парень снимает видео об искусстве и делает обзоры на выставки и другие культурные мероприятия. Сейчас на его YouTube-канале более 1 000 подписчиков. Он убеждён, что его деятельность кардинально отличается от журналистской.

– Журналисты лишились доверия, поскольку большинство СМИ подчиняются кому-либо. Молодому поколению не нравится, что с журналистами невозможно вести прямую дискуссию. Если журналисты выпускают материал в телепередаче или на сайте, то невозможно их уличить во лжи или неточности. У блогеров же всегда открыты комментарии, с ними можно поспорить, снять на них разоблачения. И таким образом информация проходит фактчекинг, – объясняет блогер.

Антон также добавляет, что в настоящее время грань между журналистами и блогерами всё больше стирается.

– Многие блогеры мимикрируют под журналистов, и наоборот. Такая комбинация получается более удачной, потому что зачастую блогерам не хватает профессионализма. Они распыляются, у них некачественная речь, монтаж. А у многих журналистов в текстах часто присутствует казёнщина, они делают рафинированный продукт, за которым неинтересно наблюдать. За блогером же следят как человеком и ассоциируют его с собой, – считает Антон Черноок.
«Официальные СМИ проигрывают эту войну»: мнение журналиста
Генеральный директор издательского дома «Амурская правда» выпускник АмГУ Евгений Басенко отметил, что блогерство как явление его радует. Ведь оно показало, как много в нашей стране талантливых людей.

– Любое средство массовой информации – фабрика по производству контента. Журналисты на этой фабрике работают изо дня в день не зависимо от времени года, погоды, личных проблем или настроения, – говорит о различиях между блогерами и журналистами Евгений Николаевич. – Блогеры же могут позволить себе работать в удовольствие. И, конечно, лучшие из них те, кто занимается тем, что им интересно по жизни. Журналисты же далеко не всегда делают то, что им интересно.

А вот функции и моральные обязанности у обеих сторон, по его мнению, должны быть сходными. Другое дело, что далеко не все блогеры понимают меру своей ответственности.

– В необъявленной войне за аудиторию официальные СМИ уже начинают проигрывать блогерам. За печатными изданиями и основными телеканалами осталась аудитория пожилая, их онлайн-версии, в том числе, паблики в социальных сетях собирают основную аудиторию 35+. Но и её средства массовой информации делят с блогерами, – продолжает Евгений Басенко. – Просто в формировании общественного мнения этой возрастной категории пока ещё официальные источники информации имеют решающую роль, а контент блогеров больше воспринимается, как развлечение. Однако, не стоит обманываться – блогеры сегодня реальные лидеры общественного мнения: на них равняются, им подражают люди, в особенности молодёжь и дети. На них лежит груз ответственности и неслучайно деятельность блогеров так же попадает под законы о клевете, терроризме и СМИ. Вообще, любой человек, который доносит свою точку зрения, должен понимать, что он отвечает не только перед законом.

Сегодня блогеры занимают в жизни людей такое большое место, что пора делать это полноценной профессией, считает гендиректор «Амурской правды». Пока эта территория открыта, любой может завести канал и говорить там все, что угодно, хотя не всегда это правильно и разумно с точки зрения закона, культуры, морали. Потому блогер должен быть профессионалом с точки зрения закона, культуры.

– На блогерах ещё лежит, как бы это пафосно и скучно не звучало, морально-просветительская функция. Возможно, сейчас в меня полетят камни, но именно поэтому, людей, несущих в массу откровенную глупость, бесконечный мат и прочий треш, совершающих безумные поступки, считаю ненужными элементами блогосферы. Давно пора воспринимать профессию блогера серьёзно и относиться к ней серьёзно и профессионально. Этому необходимо учиться. Хотя боюсь, что если блогеров начнут готовить в университетах, то эта профессия быстро вымрет, – смеётся Евгений Николаевич.
Made on
Tilda