«Захватить Вселенную будет сложно, но стать центром притяжения мы точно сможем»

Интервью исполняющего обязанности ректора АмГУ Алексея Свищева

Алексей Свищев два месяца назад возглавил Амурский государственный университет. Переехал из Москвы в Благовещенск, сменил должность декана факультета международных отношений Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС на должность исполняющего обязанности ректора нашего вуза. О неожиданном предложении работы, перспективах вуза и немного о личном корреспондент «Амурского университета» поговорил с Алексеем Владимировичем.
Расскажите, успели ли Вы адаптироваться к новым местам?
− Отчасти да, отчасти нет. Если говорить о климате, то уже привык: московский незначительно отличается от местного, мне здесь тоже достаточно комфортно. Есть разница в часовых поясах, но её влияние проходит за первую неделю. Благовещенск − достаточно комфортный город для жизни: не испытываю сложностей в бытовом плане.
Я ещё не полностью адаптировался к новой должности. Есть много вопросов, которые не всегда очевидно, как решать. Но с каждым днём я всё больше начинаю понимать ту ответственность, которая сейчас лежит на мне. Безусловно, уже легче, чем в первые недели. Но впереди много открытий, и я это понимаю.

Как Вы отреагировали на предложение стать исполняющим обязанности ректора АмГУ?
− Я подумал: «Всё в жизни случается не просто так». В предыдущие годы я работал деканом в разных московских университетах. Тогда думал, что, если бы у меня была возможность принимать более значимые решения, я мог бы делать это лучше других. Мне кажется, что Бог меня услышал: «Коль ты всё время об этом думаешь, на тебе такую возможность. Покажи, какой ты умный, умелый, нечего думать там о других плохо». Это я сейчас в каком-то смысле иронизирую.

И неужели у Вас не возникло сомнений?
− Относительно работы их не было, они были, скорее, семейно-бытового характера. До пандемии мне поступало предложение поехать в ДВФУ во Владивосток. Тогда университет набирал обороты, федеральное внимание к нему увеличивалось. Я рассказал о предложении супруге, но ей оно совсем не понравилось. Мы на семейном совете этот вопрос закрыли. И недавно, когда мне позвонили из департамента кадровой политики Министерства науки и высшего образования и озвучили предложение, я был не уверен, как к этому отнесётся моя семья. Думал, что жена спросит: «Мы будем с интервалом в несколько лет обсуждать бессмысленный вопрос?» Но, к моему удивлению, она достаточно быстро сказала, что это классно, надо соглашаться. После этого у меня не осталось сомнений.
В Благовещенске Вы не впервые. В 2019 году занимались проектом по подготовке кадрового резерва на Дальнем Востоке. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.
− Это был интересный и новый проект для меня и моих коллег: мы никогда не работали в регионах так долго и так основательно, как здесь. Мы готовили команду кадрового резерва правительства Амурской области. Нас пригласил Василий Александрович Орлов в качестве экспертов. С интервалом раз в три-четыре месяца мы приезжали в Благовещенск: читали короткие лекции, проводили различного рода деловые игры и стратегические сессии. Использовали передовые методики образования и создания работающих команд. Примерно год спустя добавился ещё и кадровый резерв Амурского университета. И я познакомился с моими нынешними коллегами из вуза.
Проект длился более трёх лет. Мы много с кем успели поработать. Сегодня эти люди занимают ключевые должности в правительстве, и мне достаточно легко продолжать общение с ними. Я горжусь этим проектом.

Сейчас и студентов, и сотрудников университета интересует вопрос: как Вы видите дальнейшее развитие нашего вуза?
− Я человек достаточно амбициозный, поэтому Амурский госуниверситет представляю себе одним из опорных научно-образовательных пунктов на Дальнем Востоке. Мне хочется, чтобы у вуза появилось серьёзное место в решении задач, как я это называю, федеральной и мировой повестки. Чтобы через обозримое количество лет всем было понятно, что в АмГУ сосредоточены самые передовые компетенции в определённых сферах. Что именно сюда можно и нужно приезжать, чтобы получить их, а не в Москву, Санкт-Петербург или Владивосток. И чтобы так это воспринимали и наши международные партнёры. В моём понимании это главная цель, и от неё нужно намечать все краткие и среднесрочные задачи. Например, обновить и построить новую инфраструктуру, подготовить соответствующее материально-техническое обеспечение, чтобы появлялись новые лаборатории и центры исследования.

О каких передовых компетенциях идёт речь?
− Это уже сложившиеся сильные стороны университета: космос, химическая промышленность и энергетика. И, как я сам это называю, сквозные компетенции − всё, что связано с Китаем: от языка, традиций, истории приграничного взаимодействия до современных контактов с Поднебесной. Президент поставил задачу создать в Амурской области центр российско-китайских деловых отношений, и подготовка профессионалов в сфере международных отношений поможет её решить.
В Благовещенске Вы не впервые. В 2019 году занимались проектом по подготовке Есть ли планы по привлечению научно-кадрового потенциала в АмГУ и абитуриентов из других регионов страны и из-за границы?
− Мы понимаем, что демографические проблемы есть и никуда от них не денешься. Но как показывает мировая практика, когда возникают научно-образовательные центры, они начинают притягивать людей, в первую очередь – молодёжь. Ведь молодым людям хочется заниматься серьёзными большими проектами. И я вижу у университета все возможности стать таким центром. Захватить Вселенную будет сложно, но заявить о себе в полный голос и стать центром притяжения мы точно сможем.

Я взращиваю сейчас и в себе, и в коллегах амбицию притягивать абитуриентов из Центральной России. Мы можем претендовать на абитуриентов, которые мечтают о космосе. В силу объективных инфраструктурных причин в Москве далеко не все могут реализовать себя в этой области. Там есть серьёзнейшие федеральные центры подготовки кадров – Бауманский университет, Московский авиационный институт. Но у них нет базы в виде космодрома. Она есть здесь. Студент АмГУ может собрать спутник и запустить его по программе «УниверСат» в рамках образовательных проектов. Это дорогого стоит.

То есть нужно распиарить вуз, чтобы о нём услышали?
− Совершенно точно. Эта задача для меня видится как краткосрочная. В университете уже есть проекты федерального уровня. Но из-за достаточного удаления от Центральной России и скромности сотрудников университета о них никто не знает. У нас люди спутник запускают, а такое ощущение, что это обыденность, каждый может запустить спутник. Но нет, это серьёзное, федеральное, знаковое событие. Мы просто должны перестать скромничать и начинать гордиться тем, что у нас есть: показывать это не только на всю страну, но и на весь мир.
«Амурский госуниверситет представляю себе одним из опорных научно-образовательных пунктов на Дальнем Востоке»
В этом году Ваш сын окончил школу. Он уже определился с будущей профессией и выбрал вуз?
− Последние два года он мечтал о карьере в области международных отношений. Один из его кумиров – наш министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров. Сын подал документы в несколько вузов, где, на мой взгляд, сохраняется неплохая подготовка в области международных отношений, в том числе и в АмГУ. Его личный приоритет − это факультет международных отношений МГИМО. Я в него верю, думаю, он поступит туда, куда хочет.

А кем Вы мечтали стать в детстве?
− У меня приоритетов в профессии никогда не было. В старших классах мне безумно нравились математика и естественные науки. До марта 11 класса я готовился к поступлению в серьёзные московские математические вузы. Мне было интересно, у меня все получалось, я решал задачи, разбирался в многоуровневых системах уравнений с параметрами. Но в апреле папа предложил поступать в МГИМО. В советское время был стереотип, что это вуз достаточно закрытый, туда так просто не попасть. И я решил, что папа просто шутит. Но всё-таки мы подумали попробовать: с языками у меня всё хорошо шло. Я сдал экзамен и поступил.

Когда поступили на первый курс, представляли ли себя на руководящей должности после выпуска?
− Точно нет. Но я себе говорил: «Сейчас вот всё закончу, и надо начать зарабатывать серьёзные деньги». В своей картине мира я был крутым бизнесменом или гендиректором чего-нибудь космически большого. Но реальность всегда чуть-чуть другая. После завершения магистратуры мой научный руководитель позвала меня в аспирантуру. Я поступил, потом она начала привлекать меня к ведению занятий как аспиранта. Параллельно я работал в бизнесе – гендиректором компании, которая занималась лизинговой деятельностью. Я хорошо знаком с реальным бизнесом и его процессами, знаю, как он работает в нашей стране. Я понял, что управленческие дисциплины могу вести не по учебникам, а основываясь на практических знаниях. И мне стало интересно этим делиться.

Позже ректор МГИМО академик Анатолий Васильевич Торкунов пригласил меня стать учёным секретарём учёного совета, а через два с половиной года предложил должность декана.
А каким Вы были студентом?
− Я учился на платном отделении и считал, что обязан получить максимум знаний. У меня просто не было настроя пропускать занятия или вести себя по-свински. При этом я был обыкновенным студентом с гуляниями и вечеринками. Успевал находить время на всё.

Даже в общественной жизни вуза участвовали?
− Я всегда любил футбол, входил в университетскую команду. Общественно-волонтёрской деятельности у нас было мало, здесь я себя не нашёл. Но стал участником театрального коллектива. Мы ставили разные пьесы и даже выезжали на гастроли. Помню, на Новый год детишкам играли спектакли. В самой первой постановке я играл Пьеро. Но в главные роли редко выбивался, мне это было неважно.

Вы часто выступаете в роли приглашенного лектора в иностранных вузах. В каких университетах Вы проводили занятия?
− Первый раз я приехал с лекциями во Францию, а потом уже часто стали приглашать и в другие страны: Италию, Великобританию, Соединённые Штаты. В США я читал лекции в Стэндфордском университете.

Студенты европейских и российских вузов различаются?
− Студенты европейских вузов другие, потому что система образования там иначе построена. Я не скажу, что лучше. Я сторонник советской системы образования. У нас всегда на какой-нибудь программе по менеджменту были курсы каллиграфии, культуры, искусства, музыки и т.д. Я считаю разностороннее развитие принципиально важным. И буду стремиться создавать такую систему и в Амурском университете.

Какую книгу посоветовали бы прочитать студентам?
− Обязательно нужно познакомиться со всем, что написал Фёдор Достоевский. «Идиот» меня ошеломил! Я с годами понимаю, что в моей картине мира настолько тонко и глубоко ещё никто не писал.
Мария ГВОЗДИК
Автор
Фото из личного архива Алексея Свищева
Made on
Tilda