«Живой и настоящий фестиваль»
«Арт Пространство Амур» отмечает 25 лет: рассказываем об истоках и развитии фестиваля
Сейчас в программе международного фестиваля «Арт Пространство Амур» 31 мероприятие – выставки, конкурсы, конференция, Workshop, арт-проект. Участвуют в них более 1 500 человек. Масштаб юбилейного двадцать пятого «Арт Пространства Амур» впечатляет ! В этом тексте вместе с деканом ФДиТ Еленой Коробий и доцентом кафедры дизайна Светланой Санатовой вспоминаем, как появился конкурс дизайнеров одежды «Магия моды» и как из него получилось «Арт Пространство Амур».
Девятнадцать «Магий моды»
В 1998 году АмГУ выпустил первых специалистов-дизайнеров, и в этом же году факультет дизайна и технологии организовал первый областной конкурс модельеров «Магия моды». Проходил он в Амурской областной филармонии.

– Я никогда конкурсами не занималась, но понимала, что это нужно. С каждым годом осваивала всё больше видов деятельности: училась правильно делать рекламу, проморолики и фильмы, писать пригласительные письма, изучала, какой баннер нужен, выбирала места, договаривалась. Всё продумывала и старалась делать на высшем уровне. Я не знала, как правильно организовать конкурс, поэтому посещала различные мероприятия и набиралась опыта. Было волнительно проводить первый раз такой конкурс, – вспоминает Светлана Санатова.

В первой «Магии моды» поучаствовали около ста человек. В организации помогали Отдел по делам молодёжи Администрации города и областное министерство культуры. Позже благотворительный фонд «Русский силуэт» (г. Москва) включил «Магию моды» в региональный полуфинал Международного конкурса молодых дизайнеров. Шло время, конкурс развивался и становился весомым. В 2009 году конкурс получил официальный статус Всероссийского и поддержку Союза дизайнеров России. На него даже выделяли Президентские гранты. Для нашей области это было крупнейшее событие, которое демонстрировало достижения регионального дизайна.

– У нас появились хореографы, которые ставили дефиле, сценаристы, специалист по звуку. Звукорежиссер Владимир Никишов стал надежным спутником нашего проекта, без него не проходил ни один показ. Конечно, сразу планировалось масштабное мероприятие, и со временем оно становилось всё лучше. К конкурсу готовились даже зрители. Его всегда ждали, участников всегда было много: на полуфиналах было представлено около 70 коллекций. Самыми масштабными номинациями были «Стиль большого города», «Дебют», «Этностиль» и «Авангард». В 2004 году на конкурс приезжали участники из Китая. Кстати, финалисты фестиваля отправлялись на стажировку в другие страны, а для участников несколько лет были предусмотрены целевые места на поступление в АмГУ на специальности «Конструирование швейных изделий» и «Дизайн костюма», – поясняет Светлана Виленовна.
Организаторы и жюри помогали участникам довести до финала лучшую версию своей коллекции.

– После полуфинала мы всегда делали разбор полётов. С председателями жюри, которые приезжали к нам со всей России, смотрели ошибки, и многие участники сразу начинали их исправлять. На финале мы видели результат разбора, когда некоторые авторы убирали из коллекций зелёные колготки или головные уборы. Много финалов конкурса проходило в Общественно-культурном центре. Это, как оказалось, самая удобная площадка: только она могла вместить 200 человек за кулисами. Самое главное для меня – комфорт участников. Также конкурс проводили в драмтеатре, ДК профсоюзов, филармонии, театре кукол, Доме офицеров, – улыбаясь, вспоминает доцент кафедры дизайна.

Благодаря этому конкурсу по всей Амурской области были созданы детские театры моды, и это одно из достижений и продолжений проекта.
От конкурса до фестиваля
Постепенно в нашем университете появлялись новые направления подготовки, в том числе и на ФДиТ. «Магия моды» должна была расширяться, чтобы участвовали не только дизайнеры одежды, но и студенты других направлений.

– Мы начали в рамках этого конкурса проводить различные мероприятия: научную конференцию, в которой участвовали и студенты, и преподаватели, Workshop – мероприятие, где происходит работа в команде вместе с куратором. «МАСТЕРскаЯ» объединяет в себе художников декоративно-прикладного искусства. Этот конкурс оказался востребованным: сразу откликнулось огромное количество людей из разных школ декоративно-прикладного искусства и университетов России. «Магия моды» постепенно превратилась в масштабное мероприятие, где проводились не только конкурсы, но и выставки. Участники знают, что каждый год в апреле будет это мероприятие, – поделилась Елена Борисовна.

Позже стали появляться конкурсы для участников разных возрастов: как для самых маленьких творцов, так и для профессионалов своего дела.

– Мы ввели «Калейдоскоп», в котором участвуют школьники. У нас есть даже 6-летние участники. Дети рисуют на заданную тему и отправляют нам. Эти работы мы выставляем на площадках в Амурском областном краеведческом музее и выставочном зале. Это большая полноценная выставка, которая проходит в рамках фестиваля. В этом году уже 10 лет конкурсу «Профи». В нём участвуют профессиональные дизайнеры, архитекторы, художники со всей России. Он проводится при поддержке Амурского отделения «Союза дизайнеров России» и «Союза архитекторов России». Наши выпускники, которые показывали свои коллекции на первых «Магиях моды», участвуют теперь в конкурсе «Профи», – рассказала декан факультета дизайна и технологии.

Со временем этот фестиваль стал не только конкурсно-выставочным, но и образовательным.

– В течение всего фестиваля на базе нашего университета, выставочного зала и областного краеведческого музея проходят мастер-классы, открытые лекции, которые проводят как специалисты из АмГУ, так и приезжие. Проводятся научные конференции, пленарные заседания, в которых участвуют и учёные, и студенты, – объяснила Елена Коробий.

Для объективной оценки работ в наш университет приезжают представители из разных регионов. Они участвуют в работе жюри, проводят лекции и мастер-классы.

– У нас были гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, а также из-за рубежа: из Италии, Чехии, Южной Кореи, Японии и, конечно, Китая. Есть гости, которые уже много лет к нам приезжают, например, представитель из Пекина, которая постоянно работает с нашими дизайнерами и конструкторами одежды, – уточняет декан ФДиТ.

За 10 дней проводится около 30 мероприятий. Этот фестиваль знаменит не только в области. В прошлом году в качестве члена жюри в «Арт Пространстве Амур» участвовала вице-президент Союза дизайнеров России Виктория Семенова, а в этом году в числе судей уже два вице-президента. Подготовка к настолько масштабному мероприятию осуществляется в течение всего года. Например, для удобства участников из других регионов в прошлом году был создан сайт «Арт Пространство Амур».

– В этом году провели огромную работу: кроме разработки самого сайта, мы выложили архивы, лучшие проекты, команду. Там огромное количество различных работ. Это уже часть нашей жизни. И мне приятно, что молодое поколение нашего факультета так активно включилось, младшекурсники нам очень помогают в организации, – призналась директор фестиваля.

Расширение фестиваля началось с научной конференции, которой в этом году 16 лет, и с конкурсов Workshop и «МАСТЕРскаЯ».

– Мы впервые поучаствовали в Workshop в Тихоокеанском государственном университете, где было большое количество участников из России и представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наши студенты приехали под большим впечатлением, с горящими глазами, настолько им это понравилось. Мы стали ездить в другие вузы на подобные конкурсы, 6 лет подряд ездили в Италию, во Флоренцию для участия в Workshop, смотрели, как это делают там. И увидели, что этот формат активизирует студентов, выводит из зоны комфорта, побуждает их к созданию чего-то нового. Мы учли опыт других школ, вузов и создали свой конкурс, – рассказала Елена Коробий.
Workshop и другие
Workshop – это быстрая работа в команде, она позволяет генерировать идеи. Здесь интересное взаимодействие. В каждой команде есть руководители – профессионалы, которые, не зная участников, должны наладить взаимодействие с командой и предложить концепцию или решение, на поставленную модератором проблему. Команды все перемешаны: и первый, и шестой курс, учащиеся колледжа, гости. У нас складывались тандемы, когда профессионалы, видя, как работают студенты, потом брали их к себе, например, на практику, а позже – на работу. Это история про то, как показать себя, – поделилась Елена Борисовна

Тема или проблема Workshop важна, поэтому она всегда продумывается заранее.

– Иногда может показаться, что тема легкая, но командам даётся трудно. Одно дело придумать город в космосе, а другое – сквер в среде, которую мы все знаем, где мы живем, ходим. Люди начинают мыслить другими категориями. Есть темы, которые заходят на ура, когда каждая тема – какой-то эксперимент. Бывают очень спокойные, но очень реалистичные, – рассказала декан.

Студенты люди творческие и умеют удивлять. Елена Коробий вспомнила несколько необычных идей участников конкурса.

– У нас была тема, которая касалась альтернативной среды обитания. Наши студенты в белых одеждах встали спиной к зрителю и направили на себя луч проектора, став экраном для презентации, было очень необычно. Потом была ещё интересная задумка: участники команды взяли мусорные пакеты, набили их гелиевыми шарами и натянули эту конструкцию между корпусами. Весь микрорайон приходил фотографировать, потому что было непонятно, что это такое. Есть неожиданные решения, но не всем удаётся донести свою задумку, – уточнила Елена Борисовна.

Помимо Workshop большой интерес участников привлекает конкурс декоративно-прикладного искусства «МАСТЕРскаЯ». ДПИ – искусство тонкое, часто оценить его может только знаток и любитель.

– Наша школа декоративно-прикладного искусства очень серьёзная. Нам нужно было привлечь людей, которым это интересно. Несмотря на то что мы занимаемся керамикой, мы сделали широкую линейку: стекло, металл, текстиль. Например, из Улан-Удэ к нам привозили панно из конского волоса. Это очень серьёзные работы, которые мы потом показываем в краеведческом музее, – объяснила декан факультета дизайна и технологии.
Команда, организовывающая «Арт Пространство Амур», идёт в ногу со временем и быстро реагирует на изменяющиеся интересы общества.

– Последние годы активно развивается графический дизайн, креативные индустрии. Сейчас большое значение имеет анимация, ролики. В прошлом году мы ввели новый конкурс «#Моё родное», в котором оцениваются видео, снятые на телефон. Сразу появился интерес, потому что студенты этим живут, они всё снимают, выкладывают. В прошлом и позапрошлом году у нас был большой блок лекций и мастер-классов по анимации, графическому дизайну, веб-дизайну, – поделилась директор фестиваля.
Forma
В прошлом году впервые провели арт-проект «Forma». Он чем-то похож на Workshop. Но так как кто-то создавал фантазийные, концептуальные работы, а кто-то вполне реальные, было принято решение их разделить, поставить разные задачи. И теперь в конкурсе «Forma» студенты воплощают реальные задумки, а на Workshop – концептуальные.

– В прошлом году мы выиграли муниципальный грант на этот проект. Пригласили представителей вузов и колледжей, где готовят творческих специалистов: БГПУ, в котором учат преподавателей ИЗО, ДальГАУ, где готовят ландшафтных дизайнеров, Амурского колледжа строительства ЖКХ и Амурского педагогического колледжа. Мы обсудили с ними идею конкурса «Forma», и они согласились попробовать. Они сами набрали себе команды. Мы заказали для пяти команд пять кубов размером 2х2 метра и выдали одинаковое количество материалов. Объяснили, где эта форма должна стоять, и дали тему – «Наследие», – поясняет Елена Борисовна.

Организаторы были приятно удивлены интерпретациями темы, которые предложили участники.

– Оказалось, что все эту тему понимают совершенно по-разному: кто-то сделал наследие как отражение того, что происходит вокруг, кто-то взял этнические орнаменты, кто-то подумал, что это традиции, семья. Жюри долго определяло, кого объявить победителем, потому что все работы получились разными, и мы решили, что не будем выдавать гран-при. Это было нашей ошибкой, потому что оказалось, что студенты хотят знать, кто лучший. А нам настолько понравился результат, что мы не смогли выделить одну работу. В этом году победитель точно будет. Мы немного изменили задание: сейчас тоже будут кубы, но они сильно меньше, их три на каждую команду, и они будут для интерьера, – объяснила декан.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника, поэтому тему мастеров и учителей протянут красной нитью во многих мероприятиях фестиваля. И в конкурсе «Forma» тоже: участникам нужно будет сделать форму в стиле мастера.
Раздвигая границы...
«Арт Пространство Амур» давно приобрел статус международного фестиваля.

– К нам приезжал Луиджи д'Амброджи – профессор Миланского политехнического университета, Сёки Казуаки – профессор университета Канто-Гакуин (Япония), профессор Лим Лип – знаменитый художник из Южной Кореи. Они не только выступали в качестве членов жюри, но и читали лекции нашим студентам, проводили мастер-классы. В 2021 году наши выпускники, которые работают в Европе, проводили для наших студентов различные курсы. У нас много связей с Китаем, с их творческими университетами и факультетами: Хэйхэйским, Харбинским, в этом году приедут представителя Даляньского университета и Хэбэйской академии искусств. Это те, кто принимает участие очно. На фестиваль присылают много работ заочно. Обычно это представители минимум 6-9 стран, – рассказала Елена Борисовна.

Каждый год большая команда трудится над организацией фестиваля «Арт Пространство Амур».

– У каждого конкурса есть куратор. «Калейдоскопом» занимаются Татьяна Аверина и Анна Рахманова, которые работают с детьми и имеют связи с детскими художественными школами. За конкурс «Профи», конкурс Fashion-эскизов, круглый стол «Городская среда – пространство взаимодействия» отвечает председатель регионального отделения Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна Светлана Санатова. Конкурс «МАСТЕРскаЯ» проводит прекрасный керамист, член Союза художников России Елена Сотникова. Ирина Каримова – наш «мегамозг», генерирует идеи, в этом году работала над нашей юбилейной выставкой «СтопART». Наталья Васильева ведет Workshop, занимается фотоконкурсом «Фокус» и т.д. Огромную работу проводят люди, которых «не видно»: координатор Юлия Лощилина, дизайнер Екатерина Левковская, ответственные за научную конференцию Надежда Москаленко и Людмила Ковалева, художники, которые проводят мастер-классы, а также те, кто режет, клеит, развешивает и т.д. Работает большая команда, всех не перечислишь, – рассказала директор фестиваля.

К 25-летию фестиваля готовятся выставки в музее и в выставочном зале. Елена Борисовна рассказала, что они будут совершенно нестандартными. На закрытии фестиваля в научной библиотеке продемонстрируют старые коллекции, с которых всё начиналось, и несколько новых.

У организатора фестиваля большие планы: «Арт Пространство Амур» должно жить и давать возможность поверить в свои силы и талант его участникам.

– Мы проводим этот фестиваль, чтобы креативные люди нашего города не только чему-то научились, но и приняли тот факт, что, несмотря на то что мы живем на краю света, Москва и Санкт-Петербург восхищаются нашими работами. Мы соответствуем, мы актуальны. Мы стараемся, чтобы нашим гостям было хорошо. Мне хочется, чтобы и через 25, и через 100 лет он был такой же живой и настоящий, – поделилась Елена Борисовна.
Ева Пушкова
Автор
Made on
Tilda