Мотивы магистрантов
От создания вымышленной вселенной до возможности стать госслужащим в Габоне – три магистранта АмГУ рассказывают, почему решили пойти учиться дальше
Три истории, три героя, для которых магистратура – это шанс поменять свою жизнь. Андрей Осадчий мечтает благодаря магистратуре воплотить свои творческие проекты в реальность, для Ван Лие это шанс продвинуться по карьерной лестнице в родном Габоне, а для Анны Бурхановой это возможность продолжить работать в университете на более высоком уровне, занимаясь при этом любимым делом.
«Хочу стать предпринимателем»
Андрей Осадчий – магистрант АмГУ направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Окончив бакалавриат факультета математики и информатики, он решил учиться дальше для себя, поскольку у него есть интересное хобби.

– Я разрабатываю собственную вымышленную вселенную по типу Средиземья Толкина, а именно – конланги, искусственные языки, на которых говорят живущие там народы, – объясняет магистрант.

По словам Андрея, действие происходит в параллельной реальности, где разумом наделены не только люди, но и кошки, собаки, хорьки, белки и прочие не слишком крупные и не мелкие существа, и они взаимодействуют в пределах некоторого пространства.

– В рамках этого мира я разрабатываю несколько языков. Самый проработанный из них – это кошачий, на котором разговаривают кошки. В меньшей степени проработан собачий язык, и сейчас я занимаюсь разработкой фурритийского, на котором говорят домашние хорьки, – рассказывает Андрей.

В его вселенной у кошек слух гораздо острее, чем у людей, поэтому они могут улавливать более высокие тоны, а также слышать разницу между похожими согласными звуками.

– В кошачьем 13 тонов и 5 согласных, для неподготовленного уха звучащих как «х», – комментирует особенности языка своих персонажей Андрей.

Поступать в магистратуру парню было не сложнее, чем в бакалавриат.

– На моё направление было два экзамена: русский и английский. Можно выбирать, когда сдать, – в июле или в августе. Я сдал русский в июле, а английский в августе. Хотел посмотреть, что там да как, на сколько баллов ориентироваться на русском и выиграть время на подготовку к английскому. Для направления с 13 местами желательно набрать минимум 80-85 баллов, чтобы рассчитывать на бюджет. Я приметил, что чем больше мест, тем больше студентов подают туда заявки и тем выше конкуренция. Оптимальнее выбирать направления со средним количеством мест – думаю, от 8 до 15, – говорит Андрей.

Успешно сдав экзамены, парень поступил на выбранное направление и познакомился с одногруппниками. Он обнаружил, что большинство ребят хотят стать учителями и преподавателями.

– Увы, педагогического опыта у меня нет, но я слышал, что после нашего направления становятся либо учителями, либо предпринимателями. Первый вариант мне не особо импонирует, поэтому в идеале я хочу стать самозанятым, – рассказывает Андрей.

Учебный процесс у студентов в магистратуре идёт на разных интернет-площадках.

– Помимо удобной системы Moodle, у нас занятия проходят также в Zoom, в «Яндекс.Телемосте» и Voov Tencent Meeting – это китайский аналог Zoom, – продолжает магистрант.

Плюсы для студента в магистратуре – отсутствие необходимости вставать к первой паре и толкаться в автобусе, когда все едут на работу.

– Ещё плюс в том, что преподаватели лояльнее, чем на бакалавриате, и более зрелый состав одногруппников, – отмечает Андрей.

Помимо учёбы студент активно участвует в волонтёрской деятельности и ходит на диктанты.

– Я подал заявку на участие в программе «Я в деле», чтобы пристроиться в команду и обрести там хлебную должность, – подытожил Андрей.

«Серьёзный студент должен подумать о магистратуре»
Ван Лие – студент из Габона, который также учится на направлении «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Он целенаправленно пошёл в магистратуру.

– Это вопрос личных достижений. Когда я только начинал учиться, я всегда говорил себе, что должен идти как минимум до магистра. С развитием и для повышения уровня грамотности наша страна приняла законы, благоприятствующие вступлению на государственную службу только лиц с уровнем образования, превышающим магистерский или равным ему. Я изучаю иностранные языки и перевод. И в моей стране, чтобы получить разрешение на интеллектуальную деятельность, необходимо иметь как минимум степень магистра, – отмечает студент.

Поступление для парня было напряжённым, так как нужно было подготовить досье и написать убедительное сопроводительное письмо.

– Отбирались лучшие сопроводительные письма и отправлялись на повторную проверку, после чего проводились медицинские осмотры, – вспоминает Ван Лие.

Поступление в магистратуру открывает студенту большие возможности в дальнейшем, даже несмотря на имеющиеся сейчас трудности в учёбе.

– В моем случае два основных недостатка – это культурный шок и языковой барьер, – говорит Ван Лие.

Парень получил степень бакалавра в области перевода и переводоведения. Затем устроился работу в немецкую фирму и работал до 2022 года. А после подал заявку на получение степени магистра.

– Я был молод и нуждался в профессиональном опыте, и я могу сказать, что эта работа мне очень помогла, – рассказывает студент.

По мнению парня, каждый серьёзный студент должен иметь хотя бы степень магистра.

– Есть те, кто не связан никакими моральными обязательствами, чтобы учиться в магистратуре. Для меня же как для габонца это почти обязанность, во всяком случае, если я захочу однажды участвовать в конкурсе на должность государственного служащего или заниматься интеллектуальной деятельностью, например, открыть переводческую фирму, – отмечает Ван Лие.

Если бы парень продолжил обучение в магистратуре в своей стране, у него было бы меньше трудностей.

– Здесь есть большая разница с бакалавриатом. Сложность в том, что я нахожусь за границей. Система образования отличается от нашей. Я считаю, что для любого иностранного студента, например, система Moodle – это что-то новое, мы к ней не привыкли, – рассказывает магистрант.

Что касается совмещения работы и учёбы, то Ван Лие повезло: утром он преподаёт в местной языковой школе, а днём ходит на учёбу в университет.

– Честно говоря, совмещать работу и обучение для студента магистратуры возможно. Но важно помнить, что работа не должна вредить учёбе, иначе какой смысл? – отмечает студент.

Получив степень магистра, в своей стране Ван Лие станет кандидатом на работу и получит право руководить благотворительной интеллектуальной деятельностью. Это немаловажное достижение для габонца.

– Как я уже упоминал, любой серьёзный студент должен по крайней мере подумать о магистратуре. Сегодняшняя молодёжь станет лидерами завтрашнего дня. Глобализация, технологии, развитие в целом – это результат интеллектуальных усилий. Мир находится под контролем великих умов. Чтобы быть частью элиты завтрашнего дня, крайне важно иметь умную голову, – подытожил магистрант.

«Я хотела работать в университете»
Анна Бурханова сразу после окончания бакалавриата по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями – немецкий и английский» знала, что пойдёт в магистратуру.

– Мне без магистратуры никуда. Многие поступают для галочки. Мужская половина населения боится, что призовут в армию. Девушки – потому что не знают, что дальше делать. Я хотела работать в университете, поэтому нужна квалификация повыше, если ты хочешь преподавать студентам бакалавриата, а не только колледжа, – рассказывает студентка.

Анна учится по направлению «Теория и методика преподавания иностранного языка и межкультурной коммуникации» и работает ассистентом на кафедре иностранных языков.

– Это стало возможным лишь потому, что у меня есть год стажа работы учителем, плюс обучение в магистратуре. Без магистерского образования я не имею права преподавать, – отметила девушка.

Экзамен в магистратуру был один, это было внутреннее испытание по немецкому или английскому языку – на выбор.

– Мои одногруппники побоялись выбрать немецкий, так как грамматика сложнее, чем в английском. С другой стороны, он логически понятный, структурированный, если ты понимаешь его логику, то и особых сложностей не будет. Я набрала 100 баллов за внутренний экзамен, и за диплом и научные сертификаты получила 20 баллов. Это максимально, сколько можно было получить за дополнительные достижения, – рассказывает магистрантка.
Плюсы магистратуры, по мнению Анны, это меньшее количество учебных часов и понимание, что тебя ждёт и какие к тебе предъявляются требования, так как обучение она продолжает на той же кафедре, где была на бакалавриате.

– Точно нужно идти в магистратуру тем, кто планирует работать в высшем учебном заведении, без магистратуры тут делать нечего. Преподавательский состав стремится достигнуть вершин в педагогике. Если человек не совсем понимает, зачем ему нужна магистратура, то подумать, пойти работать. Так ты сможешь понять, каких знаний, квалификации не хватает и потом уже можно на основе этого отправляться на учёбу, – считает Анна.

Несмотря на свой плотный график, студентка активно участвует в молодёжной политике, посещает разные форумы и выезжает в другие страны.

– Мы всегда стараемся как-то упростить себе жизнь. Но секретного ингредиента нет, нет лайфхака, как ты можешь совмещать работу и учёбу. Вопрос самодисциплины: сначала это тяжело, а потом привыкаешь к нагрузке. Человеческий организм – это удивительная система, мы можем привыкнуть практически ко всему, поэтому какое-то время нужно перетерпеть, а дальше всё пойдет как по маслу. У меня 30 рабочих часов в неделю как у преподавателя (официально должность называется ассистент, но по факту младший преподаватель), вечером учёба в магистратуре, также я председатель студенческого научного объединения на филологическом факультете, пишу иногда статьи для газеты АмГУ, научные статьи. В свободное время хожу в спортзал, провожу время со второй половинкой, участвую в форумах. С друзьями поэтому встречаюсь редко, если в раз месяц удастся, то хорошо, – рассказывает магистрантка.

Чтобы подготовить двухчасовое занятие для бакалавров, у девушки уходит примерно 1,5 часа, а для учащихся колледжа – примерно час.

– Это если готовить качественные занятия, но не всегда так получается. Иногда завал, большая нагрузка. И ты не успеваешь, сделать занятия полезными, интересными, какими бы тебе хотелось, чтобы успеть проработать все виды речевой деятельности. Но языки – это моя любовь, мне нравится то, чем я занимаюсь, испытываю удовольствие от работы с ребятами, – делится эмоциями Анна.
Магистрантка обращает внимание на психологический аспект.

– Нужно смириться с тем, что иногда что-то выходит из-под контроля. Нужно держать в голове, что ты делаешь всё, что от тебя зависит, что обстоятельства, на которые ты не можешь повлиять, лучше отпустить, – продолжает Анна.

Учится студентка три раза в неделю – в понедельник, вторник и субботу. Есть перспектива учиться четыре раза в неделю, чтобы освоить больше материала.

Ещё одним бонусом магистратуры Анна считает возможность продлить себе студенческую жизнь на два года.

– Отличие от бакалавриата в том, что мы сидим на парах усталые, пьём кофе, смеёмся от того, что у всех взрослая жизнь, работа, дети, карьера. Но я рекомендую не бросать, уметь выжимать по максимуму и не жаловаться, что где-то неинтересно, скучно. Преподаватели не должны развлекать студентов, ибо тогда у последних пропадает навык учиться, – отмечает девушка.

Для Анны помимо вышеупомянутых плюсов магистратура – это ещё и шанс проводить больше времени со своей второй половинкой.

– Это и повод видеться с будущим мужем. Мы живем раздельно: он пока в общежитии, а я с родителями. Но из-за большого количества работы по будням мы практически не видимся, только по выходным и на парах, – подытожила девушка.
Мария КУЧМА
Автор
Made on
Tilda