Как реализовать
свою идею?
АмГУ запустит единую систему работы над студенческими инициативами
От идеи к полезной разработке или исследованию и к диплому – такой путь смогут пройти студенты АмГУ на занятиях в вузе. Уже несколько лет студентов ряда направлений подготовки учат, как найти идею для проекта, собрать команду и распределить в ней роли. Занимаются этим на дисциплине «Основы проектной деятельности». Далее свои инициативы ребята дорабатывают вместе с научными руководителями – кто на базе студенческого конструкторского бюро, кто в Научно-образовательном центре, кто в индивидуальном порядке. Но продолжают не все. С сентября же в вузе появится единая система работы над проектами. В новшествах нам помогла разобраться проектный менеджер вуза Анна Серова.
Идея, предложение, и за работу!
С сентября в АмГУ запустят 10 пилотных проектных групп. В их состав войдут студенты факультета математики и информатики, дизайна и технологии, инженерно-физического и энергетического. С помощью этих ребят будут тестировать единую систему работы над проектами. Её основы описали в Положении о проектной деятельности Амурского государственного университета.

– Положение подразумевает распределение работы над проектом в течение всех четырех курсов обучения. На первом курсе важным этапом является освоение теории проектирования, отличительных особенностей проектирования в своей профессиональной сфере, а также выбор темы проекта и формирование команды. На втором и третьем курсе ребята занимаются разработкой концепции и непосредственно её реализацией. На этом этапе важно поучаствовать со своим проектом в различных конкурсах, хакатонах и т.д. На четвертом курсе основной задачей является апробация продукта или прототипа, разработанного в ходе реализации проекта, и выход на диплом с результатом своей работы, – объясняет проектный менеджер Анна Серова.

Искать стоящую идею, так сказать, идею ради идеи, не придётся каждому студенту – учащиеся смогут присоединиться к реализации чужой задумки. Автор идеи вместе с научным руководителем оформят заявку в проектный офис, согласуют её с деканами факультетов, откуда планируется привлекать учащихся. Далее информацию о готовящемся проекте разместят на сайте вуза. Все заинтересовавшиеся в проекте студенты могут подать заявку на участие. Из их числа будет формироваться команда.

Работа над проектом станет частью образовательного процесса, её результаты будут оцениваться. На каждого участника команды оформят оценочный лист, где будут учитываться общие достижения в работе над проектом, индивидуальный вклад, а также уровень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося. Результаты будут учитываться при проведении аттестации по соответствующему предмету, при оценивании курсовой/дипломной работы.

– Так как каждый участник команды выполняет роль в рамках своей профессиональной области, на диплом он выходит с результатами своей части работы в проекте. Именно такую системную работу студентов в проектной деятельности нам хочется внедрить в университете, – уточнила Анна.
Все идеив банк
Летом проектный офис нашего вуза начнёт формировать банк идей. Для этого представители университета свяжутся с организациями-партнёрами и работодателями. Им предложат стать авторами идей для проектов: описать проблему, поставить цели для студентов и сформулировать желаемый результат.

– Мы предполагаем, что наш банк проектов будет наполняться как заявками от внешних заказчиков, это наши работодатели, партнёры, так и заявками от внутренних структурных подразделений. К примеру, любой предприниматель или промышленное производство могут оформить заказ на проект в сфере оптимизации производства на основе инновационных решений студентов. Важно не забывать и о потребностях университета, поэтому мы и предлагаем нашим внутренним структурным подразделениям включаться в такую работу и решать свои задачи через идеи студентов. Например, к учащимся факультета дизайна и технологий часто обращаются за помощью в разработке дизайна помещений университета, внешнего оформления зданий и корпусов, – пояснила проектный менеджер.

Все инициативы соберут в одном месте – виртуальном банке. Для него разработают отдельную страницу на сайте вуза. Узнать о запускающихся проектах учащиеся смогут там. А что дальше? Нужно обратиться к наставнику проекта напрямую или в Проектный офис. Вы можете попасть в команду проекта, так сказать, на старте, когда ещё распределяются роли и работа не запущена, либо войти в уже реализующийся проект.

– В идеале команда изначально собирается в таком составе, что все задачи по проекту закрыты определенными людьми с определенными компетенциями. Но бывает так, что изначально не запланировали маркетинговые исследования или освещение в социальных сетях, а при разработке проекта или новых вводных заказчика такие задачи появились. Тут как раз уместен вариант с приглашением студента с нужными компетенциями в команду проекта, – отметила Анна.

Работа над идеями работодателей даст возможность студентам зарекомендовать себя, лучше понять свою будущую профессию.
Что значит «работать над проектом»?
Чем работа над проектом отличается, к примеру, от написания курсовой работы, мы решили узнать у студентов, которые сталкивались и с тем, и с другим. В вузе существуют Научно-образовательный центр (НОЦ) и студенческое конструкторское бюро «Промышленная робототехника и автоматизация» (СКБ), где учащиеся реализуют свои идеи. Их участники рассказали о своем опыте.
Виктор Толстошеев
ЭФ, 4 курс
Член СКБ
– Как правило, курсовые пишутся студентами не для создания чего-то нового, а ради самого факта выполнения работы, требуемой учебным планом. И потом такие работы пылятся на кафедре. В чём смысл такой деятельности? Совсем иным образом обстоят дела у тех ребят, что находят в себе смелость и рвение брать на себя задачи, связанные с проектной деятельностью. Это уже не просто обучение как попытка усвоить то, что уже делали до тебя, а попытка поставить себя на место тех людей, которые создали окружающие нас в повседневной жизни вещи. Возникает ощущение, что можешь сам сделать полезную вещь для людей. От этого прибавляется мотивация и в учебной деятельности, и в проектной.
Дмитрий Тарасов
ИФФ, 4 курс
Член НОЦ
– Проектной деятельностью стал заниматься в начале четвертого курса после предложения своего дипломного руководителя Дмитрия Владимировича Фомина. Это возможность на практике проверить свои инженерные умения и навыки, которые получил за четыре года обучения. Во время подготовки проекта, конечно, сталкивался с трудностями. В теории мы многими факторами пренебрегаем, делаем много допущений, а на практике этого не избежать, и приходится искать нестандартные решения возникающих проблем. В начале 2021 года я стал участником образовательной программы «Дальневосточный старт», организованной ДВФУ. Участие в программе позволило мне посмотреть на мой проект с другой стороны, обратить внимание на экономическую составляющую, научиться правильно продвигать продукт, выходить с ним на рынок и находить клиентов. В рамках мероприятий нам приходилось много раз выступать перед разными экспертами, вести с ними диалог, и благодаря этому я преодолел страх публичных выступлений, в том числе боязнь выступления перед государственной экзаменационной комиссией.
Рауль Калита,
ЭФ, 4 курс
Член СКБ
– Перед тем как приступить к работе над своим проектом, о проектной деятельности даже не слышал. Заинтересовала она меня сразу. Наибольший интерес вызывает то, что ты сам создаешь что-то новое. Решая различные задачи проектирования, получается отточить навыки и укрепить знания, полученные за время обучения. Сталкиваясь с трудностями, находя решения для них, узнаёшь что-то новое, приобретаешь компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Без сомнения могу сказать, что применять знания на практике куда интересней, чем изучать теорию.
Анатолий Тихомиров
ЭФ, 4 курс
Член СКБ
– Всё началось на втором курсе, когда преподаватель предложил мне поучаствовать в конференции АмГУ. После этого я продолжил работу над проектом в СКБ «Промышленная робототехника и автоматизация». Часто работа программной модели отличается от работы реальной модели (стенда), и мне нравится наблюдать за этим, выявлять свои ошибки и недочёты и устранять их. Само создание чего-то своими руками – это интересно и приятно, особенно когда все получается и работает. Работая над проектом, я научился читать и разрабатывать схемы, освоил разработку печатных плат, стал больше разбираться в электронике и научился работать с электроприборами.
Читать также:
Made on
Tilda